Кризис повлиял на потребительское поведение россиян
Статистика свидетельствует, что средний российский потребитель напуган кризисом, задумывается о сбережениях, учится экономить, ищет распродажи и все чаще выбирает некачественные товары
По данным октябрьских опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 84% россиян опасаются роста цен, 63% — падения доходов населения, 67% — роста безработицы. Если осенью 2014 года доля тех, кто считал, что свободные деньги лучше потратить на дорогостоящие товары, немного превышала долю тех, кто говорил о сбережениях, то сейчас в пользу сбережений высказываются уже больше половины респондентов (52% против 41% год назад). 69% признает, что им ничего не удалось отложить за последний месяц, у 60% сбережений нет, а из тех, у кого они есть, 43% говорят, что этих денег им хватит меньше чем на три месяца. И только лишь 19% опрошенных удалось увеличить свои сбережения за последний год.
Согласно опросам Superjob.ru, среднестатистический россиянин в возрасте старше 18 лет считает порогом бедности зарплату в 15 000 руб. «Для счастья» же, по оценкам респондентов, им достаточно около 175 000 руб. в месяц (москвичам — 193 тыс. руб.). Богатый, по мнению россиян, — это про тех, чья зарплата в месяц превышает 453 000 руб. При этом, среднестатистический мужчина доход, после которого начинается богатство, определяет в 468 000 руб., среднестатистическая женщина — в 439 000 руб. Для москвичей богатство начинается с отметки в 557 000 руб., их оценки на 100 000 руб. выше, чем представления о богатстве жителей Северной Столицы. А для жителей регионов роскошь вообще начинается с ежемесячного дохода в 437 000 руб. Однако среднедушевой доход сейчас составляет всего 29,2 тыс. руб., средняя начисленная зарплата — 33,1 тыс. руб. (в Москве доходы и зарплата — 57,5 тыс. руб. и 59,9 тыс. руб. соответственно).
По опросам ФОМ, за последние полгода 46% населения стали больше экономить на продовольственных товарах (не экономят на них 9%), 51% — на непродовольственных товарах и на услугах (не экономят 6%). Россияне в большей степени начали осваивать «рациональное потребление». Если раньше при покупке продовольственных товаров они, как правило, выбирали удобный магазин и покупали все в нем, то сейчас они начинают ходить по разным магазинам, сравнивать цены и делать покупки то там, то здесь. До недавнего времени такое поведение было характерно только при покупке непродовольственных товаров.
При этом, потребители стали гораздо менее равнодушны к промоакциям: люди узнают о них заранее и, соответственно, планируют свои покупки. За год доля выручки торговых сетей от промоакций выросла с 30% до 35%, а в гипермаркетах — до 45%. Также изменилась и сама тактика потребления. Оно становится более экономным. Наблюдается смещение спроса в сторону замещающих продуктов: от говядины — к птице, от охлажденных продуктов — к замороженным и т. д. Растет спрос на продукцию невысокого качества, продаваемую по демпинговым ценам, что, в свою очередь стимулирует к выпуску такой продукции производителей.
По материалам
Коммерсантъ,
ФОМ и
Superjob