Как приучить подростка к мысли о том, что деньги нужно зарабатывать
Почему так важны подработки летом и на каникулах
Рано или поздно дети задают родителям вопрос: а можно я найду подработку? Как правило, взрослые поддерживают желание детей стать хоть немного финансово независимыми. Но при этом опасаются, что первое рабочее место настолько поглотит время и мысли ребенка, что это негативно скажется на его успеваемости и отдыхе. О том, как правильно ввести подростка во взрослую жизнь профессий, мы спросили у экспертов.
АЗЫ. Оптимально, если дети начинают подрабатывать в подростковом возрасте. "Дети проявляют интерес к возможностям подработки с 10—12 лет. Родители должны поддерживать это желание, но подработка не должна наносить ущерб учебе. Ведь у каждого человека есть ведущая деятельность, характерная для прожитых лет: в дошкольном возрасте — это игры, у подростков — учеба, у взрослых — работа. Поэтому нельзя, чтобы в школьном возрасте учеба полностью заменялась другими интересами. Ведь полноценный выбор профессии ребенок делает, поступая в вуз. А туда можно попасть, лишь отучившись в школе", — поясняет кандидат психологических наук Татьяна Подольская.
По ее словам, психологическая готовность искать подработку для ребенка важна, потому что тогда он понимает всю серьезность своих намерений: "Например, если ребенок хочет работать промоутером или курьером, он должен понимать, что в рамках выполнения этих обязанностей нужно быть коммуникабельным, вежливым и приветливым. При этом грубость или хамство на работе запрещены — причем неважно, нравится или не нравится ребенку клиент. Все эти ключевые моменты родители должны объяснить подростку — чтобы он не разочаровался в работе в первый же день".
Психологи: подростки должны работать не больше чем полдня.
ГРАФИК. Лучше, чтобы ребенок подрабатывал периодически — то есть на каникулах либо летом. "Если же сын или дочь хотят, чтобы подработка была систематической, то можно разрешить трудиться по субботам — но при условии, что уроки будут сделаны вовремя", — уточняет Подольская.
А вот директор по маркетингу "Простобанк консалтинг" Алена Попова не исключает, что подработка может быть и ежедневной — если условия обучения ребенка позволяют. "К примеру, если ребенок находится на домашнем обучении (а это нынче входит в моду), то он может успешно совмещать учебу с ежедневной подработкой", — поясняет финансист.
При этом психолог Екатерина Гичан дополняет: не стоит разрешать ребенку трудиться полноценный восьмичасовой день, ведь не каждый подросток готов работать по взрослому графику. "Любая работа требует усидчивости, а подросткам нужно много двигаться — ведь для них это жизненно важная потребность, которая способствует их развитию. Уже проводился ряд исследований, которые доказали связь между физической активностью ребенка и его умственными способностями. Поэтому ребенку или подростку оптимально подойдет сокращенный рабочий день. Если быть точнее — полдня: за это время он успеет устать, а соответственно — осознать, что потрудился и заслужил вознаграждение, но при этом не измотал себя", — говорит Гичан.
НЮАНСЫ. Хотя официально в Украине детям можно зарабатывать с 14-ти и при наличии одобрения родителей, можно разрешать ребенку трудиться и раньше, ведь элементы подработки можно использовать как инструмент финвоспитания. "Подработка — это серьезный шаг к самостоятельности. Поэтому многие дети начинают подрабатывать гораздо раньше — примерно с 6—7 лет. Они могут, например, помогать родителям, продавая на базаре овощи или молоко. Или сами делают поделки и продают их. Конечно, такие подработки можно назвать разовыми заработкам, но они приучают ребенка к ответственности и скрупулезности. Условно, не так сосчитаешь сдачу при продаже молока — обманешь себя или покупателя, тогда клиент больше не вернется", — рассказывает Гичан.
ИЩЕМ ТАЛАНТЫ
Прежде чем отправить ребенка на подработку, желательно определиться, в каком направлении ему нужно трудиться. "Если у ребенка есть ярко выраженные способности, например, к математике или рисованию, то их стоит развивать и с помощью подработки. Уже в подростковом возрасте оптимально выяснить, кем ребенок хочет стать — тут, возможно, помогут какие-то тесты профориентации. И если ребенок хочет подрабатывать, то направить его стремления можно в это русло. Если, к примеру, он хочет стать дизайнером — пусть начнет с фриланса и изготовления визиток. А если ребенку интереснее профессия ветеринара, то можно поработать помощником в приюте для животных, чтобы понять — действительно ли близко ему общение с собаками и кошками", — разъясняет Татьяна Подольская.
При этом нужно выбирать такую подработку, которая будет безопасна для ребенка, говорит Гичан.
В список опасных занятий можно отнести мойку машин, раздачу листовок на трассах, игроманию и т. д. "Зачем рисковать, если подходящих работ для подростков немало. Так, старшеклассник может стать репетитором младших детей и обучать их математике, английскому. Кроме того, таким же образом можно тренировать детей в спортивных или танцевальных секциях. Реально получать деньги и за выступления — в театральных кружках, хоре. Актуальны нынче и хенд-мейд изделия — ведь самодельные украшения, игрушки и посуда сейчас спросом пользуются. Можно попробовать обучиться парикмахерскому делу, а кому-то по душе расклейка объявлений или работа курьером. А еще проводятся мастер-классы и оупен-эйры (мероприятия под открытым воздухом. — Авт.), где подростки могут быть аниматорами, учить желающих танцам, пению, лепке, рисованию или готовке", — перечисляет Екатерина Гичан. Также психолог рекомендует детям попробовать монетизировать нестандартные идеи: "У молодежи много креативных мыслей. Мне, например, в свое время запомнилось, как одна девочка-подросток начала подрабатывать на том, что придумывала безопасные компьютерные пароли! Уверена, наши дети могут пойти еще дальше".
Монетизируем креатив.
КОПИМ НА МЕЧТУ ПРАВИЛЬНО
Когда ребенок заводит разговор о подработке, родители должны выяснить: а зачем понадобились допденьги? "Возможно, чадо решило накопить денег на велосипед или коньки. Тогда стоит поддержать ребенка. Можно также помочь ему, подсказав варианты накопления средств. Объясните на примере: купил конфету, съел — и ее нет. А если отложить часть суммы заработанного, условно, по 20% в месяц, то через 6 месяцев можно купить игрушку", — поясняет Попова. В случае же если ребенок просто хочет получать зарплату, то актуально поднять тему урезания карманных средств. "Это можно аргументировать, пояснив ребенку, что он уже самостоятельно может оплачивать мелкие расходы — проезд или школьные обеды", —
говорит Попова.
При этом важно научить ребенка планированию, чтобы в конце месяца он не остался с мелочью в кармане. "Нужно с детства приучить ребенка вести финансовый дневник.
В одном столбике он записывает все поступления — зарплата, карманные деньги, денежные подарки от родственников; в другом столбике — расходы, в третьем столбике — сбережения, и подводит ежемесячный итог. Этот подход позволит ему правильно вести финпланирование. И когда ребенок решит подрабатывать, родители будут спокойны — деньги на всякую ерунду типа чипсов потрачены не будут", — говорит Попова.
РИСКИ. Когда ребенок начинает подрабатывать, нужно следить за его успеваемостью. "Важно понять, по каким предметам у ребенка не должно быть ниже 9-10 баллов. И если оценки стали ниже, нужно делать в подработке паузу до конца четверти — пока успеваемость не вырастет. После этого ребенок может смело возвращаться на свою работу", — считает Гичан. Нельзя из-за подработки забывать и о спорте — нужно делать зарядку и бегать.
Источник