Московский стартап планирует поставить Европу на свои самокаты
Сегодня в рубрике «Офлайн» — проект призера GenerationS-2015 Василия Быкова, который создает сеть проката самокатов в Москве, Петербурге, Казани, Берлине, Париже и Брюсселе.
«Правила дорожного движения говорят, что человек на самокате — это пешеход. Ты двигаешься, отталкиваясь от земли. Находишься на одном уровне с пешеходами. И тебе не требуется дополнительная инфраструктура — например, велодорожки. Велосипед или сегвей — это уже нагрузка на город, которая приводит к тому, что даже пешеходы стоят в пробках. И ладно Москва, ты представь Пекин или Гонконг», — московский предприниматель Василий Быков уверен, что его автоматическая сеть проката самокатов Samocat Sharing System решит проблему «последней мили» в городах и разгрузит пробки.
Быков придумал Samocat Sharing пару лет назад, когда учился в брюссельской бизнес-школе Vlerick. Тогда у системы не была реально действующих конкурентов — только пара «бумажных» проектов в Австралии и Сингапуре, о которых он узнал позже, но они так и остались нереализованными. Быков тоже положил идею на полку и вернулся к ней только в 2015 году. Летом на руках у команды были только 3D-рендеры и общее представление о том, как все будет работать. Сейчас у них уже есть прототипы станций, облачный сервис и первые договоренности о поставках.
«Оказалось, в мире мы уже не одни. Осенью анонсировали сходные системы в Нью-Йорке, Сингапуре и Швейцарии. Гонка началась, и мы планируем в ней выиграть. Пока такого нигде нет, но в ближайшее время мировой рынок микротранспорта взорвется», — считает Быков. В течение года он планирует разместить свои станции в Москве, Петербурге, Казани, Берлине, Париже и Брюсселе.
В системе городского транспорта есть огромный пробел — недостаток так называемого транспорта «последней мили», обеспечивающий расстояния от 500 метров до 2 километров. Это, например, путь от дома до метро или от метро до офиса, который приходится преодолевать пешком. Из-за этого люди предпочитают садиться в свой автомобиль и ехать «от двери до двери» — и в результате на улицах много машин и мы стоим в бесконечных пробках. Именно нишу «последней мили» разработчики и планируют занять, предложив транспортной инфраструктуре мегаполисов последнее недостающее звено.
Быков разработал бизнес-план проекта и собрал команду из немецких инженеров, французских дизайнеров и российских программистов. Летом он вернулся из Брюсселя и принялся за работу. Прототип собирали на площадке акселератора «Сталь» на ВДНХ: дизайн из Франции, шасси из Китая, электроника и облако — из МГУ. Серийная сборка будет проходить на заводе в Калининграде. Василий с партнерами уже вложили в проект личные деньги — €100 тысяч.
«В нашей команде есть специалисты из разных областей и стран. Ребята, которые сделали наше решение с самокатами, "в мирной жизни" отправляют спутники в космос. Именно они сделали все это надежным, а сейчас работают над тем, чтобы сделать финальное решение безошибочным», — рассказывает Быков. Первые пункты проката самокатов будут расположены в московских микрорайонах, парках, возле крупных торговых центров. Быков рассчитывает, что уже на старте услугой будут пользоваться не меньше тысячи человек в день.
«У нас будут низкие цены, так как в цепочке оказания услуг нет посредников или продавцов за прилавком, к тому же мы избавились от дорогих тачскринов, считывателей карт или купюроприемников в автоматах. Весь процесс аренды будет происходить в облачном сервисе, через смартфон клиента. У автоматов есть огромное конкурентное преимущество — они могут стоять там, где удобно посетителям, и работать 24 часа в сутки без перерывов на обед, даже там, где ларек с человеком за прилавком никогда не будет рентабельным.
Пилотная система заработает этой весной. Благодаря участию в GenerationS о нас узнали многие и мы получили более 50 предзаказов на развертывание партнерских сетей из 10 стран. Пока планируется, что абонемент на месяц будет стоить не более 500 рублей», — уточняет Быков.
Предполагается, что проект будет развиваться по франшизе и любой предприниматель в любом городе сможет купить пункт выдачи самокатов. В комплекте он получит станцию с самокатами, процессинг, личный кабинет для ведения бизнеса, консалтинг и сервисную поддержку. Сейчас разработаны четыре модели станций, которые крепятся возле столбов или у остановок общественного транспорта. Есть модель, работающая от солнечной батареи. Риск вандализма команда учла сразу: возможные расходы должна покрыть страховка.
«Почему тренд на микротранспортные средства возник сейчас, а не пять лет назад? Потому что не было батарей, мотор-колес, материалов, облачных технологий и технологий интернета вещей, существенно удешевляющих всю конструкцию. И самокаты не воспринимались как транспорт для взрослых людей. Сейчас неэлектрический самокат стоит $100, электрический — $500. Это тебе не сигвеи по $10 тысяч за штуку», — добавляет Быков.
Он искренне уверен, что наступила самокатная эпоха и скоро весь город будет ездить на его колесах: «Мы даже разработали схему для всей Москвы. С инвестициями в два миллиарда рублей наши стойки будут на каждом доме и офисном центре. Два миллиарда — это одна развязка на МКАД: сначала думаешь, что это космические деньги, а потом понимаешь, что в год строятся десятки таких развязок».
При этом на городские деньги команда ориентируется в меньшей степени. «Это другая бизнес-модель, — подчеркивает Быков. — Не велошеринг, где город покупает, монтирует и обслуживает станции. У нас партнерство города и бизнеса. Город может поставить широкую сеть проката возле основных транспортных магистралей, станций метро, на вокзалах и создать "сердце" сети. Сама же сеть будет расти и развиваться органически — за счет франчайзинговой схемы, краудбизнеса».
По предварительным расчетам, стойка на 15 самокатов обойдется в 200 тысяч рублей, на 5 самокатов — в 100 тысяч. Такие станции могут ставить, например, владельцы кафе, чтобы гость доезжал от метро прямо до двери заведения и обратно. «Это несравнимо со стоимостью станций по прокату велосипедов: одна такая станция в Москве стоит более миллиона рублей. Получается, что малый бизнес сможет участвовать в развитии городской инфраструктуры и решении общих проблем. Это огромный прорыв в масштабах любого крупного города. Эту концепцию мы будем тестировать в 2016 году», — рассказывает Быков.
В декабре команда Samocat Sharing System взяла второе место и гран-при акселератора GenerationS-2015 и получила 1,211 миллиона призовых рублей. Быков рассказывает, что победа далась непросто, но это того стоило: «GenerationS стал для нас именно акселератором: нам приходилось постоянно быть в тонусе и двигаться очень быстро. У нас были серьезные конкуренты, и это мотивировало нас шевелиться. Вначале нас никто не понимал: что за инновация, какие еще самокаты. Так что нам приходилось биться, доказывать — до последнего дня. И это помогло обойти многих. Венчурного финансирования мы пока не нашли, но есть интерес от очень крупных заказчиков: все ждут нашего старта, чтобы начать закупать станции».
Источник