Ради пополнения дефицитных региональных бюджетов правительство обложит новым налогом букмекерские конторы и тотализаторы. Это может идти вразрез с президентским мораторием на повышение налогов для бизнеса
Букмекерские конторы и тотализаторы обяжут ежемесячно платить по 2,5—3 млн руб. за возможность принимать ставки в интернете, следует из проекта поправок в Налоговый кодекс (есть у РБК). Это в 100 раз больше действующего налогового минимума, который разрешено взимать с букмекеров и тотализаторов регионам. Документ подготовлен Минфином, 21 марта его одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сказали РБК два участника заседания. Пресс-служба Минфина обещала ответить на запрос РБК позднее.
Право принимать интерактивные ставки на спортивные события российские букмекеры и тотализаторы получили в январе 2015 года, пока это только начинающая область ставок, но власти уже рассчитывают на большие поступления. Возможность принимать ставки в интернете «существенно увеличит доходность организаторов азартных игр», говорится в пояснительной записке к законопроекту Минфина. Новый налог для букмекеров и тотализаторов предложено ввести с 1 января 2017 года. С его помощью власти рассчитывают пополнить дефицитные региональные бюджеты, следует из экспертного заключения аппарата правительства (есть у РБК). Согласно Бюджетному кодексу, доходы от налога на игорный бизнес полностью зачисляются в бюджеты регионов.
Мораторий президента
В декабре 2014 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил гарантировать неухудшение налоговых условий для бизнеса до 2018 года, по итогам послания было дано соответствующее поручение. До сих пор чиновники формально соблюдали мораторий — новых налогов не вводилось и они не увеличивались. В законопроекте Минфина речь идет фактически о новом налоге на букмекерский бизнес в интернете. Аргументации на этот счет в материалах к законопроекту министерство не приводит. Но в экспертном заключении аппарата правительства сказано, что законопроект разработан по поручению Путина и согласован с государственно-правовым управлением президента.
Какими могут оказаться дополнительные доходы от нового налога, не сказано ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в экспертном заключении аппарата правительства на документ. Налог на интернет-ставки даст регионам до 1 млрд руб. дополнительных доходов, оценивает президент Первой саморегулируемой организации букмекеров Олег Журавский.
Действующий Налоговый кодекс не учитывает способа, каким игроки делают ставки: регионам разрешено ежемесячно взимать по 25 тыс.—125 тыс. руб. с каждого центра, который учитывает принятые букмекерами и тотализаторами ставки (по закону у каждой лицензированной букмекерской компании и тотализатора есть по одному такому процессинговому центру). Минфин предлагает сохранить действующую налоговую «вилку» лишь для тех букмекеров и тотализаторов, которые не принимают интерактивных ставок. Таким образом, плата за каждый процессинговый центр, учитывающий ставки, принятые в интернете, возрастет минимум в 100 раз, до 2,5—3 млн руб., в зависимости от решения региона. Если регион специального решения не примет, будет действовать ставка в 2,5 млн руб., сказано в законопроекте Минфина.
Кроме налогов на процессинговые центры, букмекеры и тотализаторы платят за каждый пункт приема ставок — от 5 тыс. до 7 тыс. руб. в месяц. Эти налоги сохранятся — менять их ставки Минфин не предлагает.
Букмекеры осилят
О планах властей ввести специальный налог на интерактивные ставки букмекерам известно, обсуждались как раз те суммы, которые указаны в законопроекте Минфина (2,5—3 млн), говорит Журавский. На бизнесе введение нового налога отразится положительно: государство будет получать хорошие налоги и создаст среду, которая не будет мешать бизнесу зарабатывать, а игрокам — получать свои выигрыши, рассуждает он. Журавский уверен, что букмекерские компании не откажутся работать в интернете из-за нового налога — по сравнению с активами, которые букмекерские компании должны собрать, чтобы получить лицензию, ежемесячный налог в 2,5—3 млн руб. выглядит «смехотворно». Чтобы получить лицензию, букмекерская компания должна иметь 1 млрд руб. чистых активов, а также обязана вступить в саморегулируемую организацию, куда внести еще 30 млн руб., указывает Журавский. «Для компаний, которые собрали такие огромные активы, проблемы платить 3 млн руб. в месяц я вообще не вижу», — говорит эксперт.
Сейчас в России 31 лицензированная букмекерская компания, их годовой оборот Журавский оценивает в $1,5 млрд, доходность — в 10%. Доля населения, играющего у букмекеров, заметно меньше количества игроков в казино и игровые автоматы: 0,5—1% против 5—6%, указывает эксперт, ссылаясь на соответствующую всемирную статистику. «В букмекерстве нужно думать, знать команды, игроков: где они играют, куда летят, с кем и сколько они выпили перед игрой — очень большое количество знаний нужно иметь, чтобы поставить на команду. Это «Что? Где? Когда?» в мире спорта. Это доходный бизнес, но не сверхдоходный», — отмечает собеседник РБК.
Игрокам везет
Для игроков Минфин, напротив, готовит налоговые послабления: предложено вывести из-под налогообложения выигрыши до 4 тыс. руб. Правило относится и к игрокам в азартные игры, и к победителям лотерей. Налоги за выигрыши свыше 15 тыс. руб. с игроков будут обязаны брать организации, которые выплачивают выигрыши. Действующий Налоговый кодекс обязывает подавать соответствующие налоговые декларации самих игроков и участников лотерей (налоговыми агентами признаны только букмекеры и тотализаторы). Игроки и участники лотерей продолжат самостоятельно платить налоги лишь за выигрыши от 4 тыс. до 15 тыс. руб., следует из законопроекта Минфина. Размер налога на выигрыш в азартные игры можно будет уменьшить на величину сделанной ставки — сейчас налоговое законодательство такого вычета не предусматривает.
За счет изменения правил администрирования налога на выигрыши правительство также рассчитывает увеличить бюджетные поступления от налога на доходы физических лиц, сказано в заключении аппарата правительства на законопроект. Сейчас администрирование этого налога осложнено отсутствием у налоговых органов информации как об организациях, которые выплачивают людям выигрыши, которые те декларируют, так и о суммах полученных ими выигрышей, поясняют авторы законопроекта.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/28/03/20...ef8c?from=main