Объем наличных денег растет по всему миру, и банки активно меняют стратегию инкассаторского бизнеса. В Украине в том числе. За последние годы отечественный рынок инкассации покинули многие финучреждения, и нашим банкам приходится оперативно перестраиваться на работу по-новому. Об особенностях инкассаторского бизнеса в Украине, о перспективах его дальнейшего развития и о правилах работы с клиентами в этом сегменте, UBR.ua рассказал заместитель председателя правления Unison Bank Олег Прохода, выстроивший инкассаторское подразделение как прибыльный бизнес.
Олег, уменьшились ли объемы инкассации из-за увеличения безналичных платежей?
Мы такой тенденции не наблюдаем. Да и сама информация об уменьшении объемов наличного обращения в мире, мягко говоря, преувеличена. В ноябре в Китае на крупной банковской конференции, озвучили статистику, согласно которой за последний год использование наличных средств выросло на 10%. Да, в развитых европейских странах, переходящих на онлайн платежи, действительно наблюдается сокращение. Но в странах СНГ количество бумажных денег не уменьшается. У нас, с учетом девальвации гривны, мы тоже не видим сокращения.
То есть, наоборот, можно говорить о росте?
У нас, в частности, объем работы растет за счет притока клиентов. Посмотрите, почти все наше население в кэше. НБУ начал закрывать банки. При чем очень часто, даже стабильно работающие банки. Это сразу отражается на отношении клиентов к банкам. Посмотрите, чего только стоит закрытие "Хрещатика" для падения доверия к банковской системе в целом. Логично, что клиенты переместили свои активы в ячейки. Есть сегмент заказчиков, которые перевозят средства, минуя банковские отделения, чтобы вовсе не показывать свои объемы.
Как изменилась сфера инкассаторских услуг в связи с уходом с рынка 70-ти банков?
Среди закрывшихся банков не было крупных операторов, предоставляющих услуги инкассации. Более того, лишь у 20% из них были подразделения инкассации. К тому же, "умершие" финучреждения не зарабатывали на инкассаторских услугах, а использовали их для поддержания своей сети. Это такая тенденция, которая прослеживается по всему украинскому рынку. Почти никто из банков не рассматривал инкассацию как бизнес-направление, только как поддержку работы. Например, в "Ощадбанке" собственная инкассация обслуживает свою сеть из 6 тыс. отделений. И по такому принципу работает 90% банков, имеющих службу инкассации.
Мы же изначально приняли решение не обслуживать только свою сеть, но и продавать свои услуги рынку, выходить на предоставление аутсорсинга. В Украине эта тенденция пока только зарождается. Тогда как, к примеру, в Европе инкассаторский бизнес и кэш в основном выведен за пределы банка. Небанковские учреждения предоставляют полный аутсорсинг по инкассации и по наличке.
Насколько интересно банкам "наследство" "Хрещатика"?
Всем банкам интересны крупные клиенты, которые ищут новых партнеров. Мы, в частности, посредством успешных переговоров смогли привлечь на обслуживание одного из его ключевых клиентов – "Киевский метрополитен". Кроме того, обслуживаем ряд коммунальных предприятий, аптек, госкомпании, в том числе, один из госбанков, посольства. В числе клиентов банка такие гиганты корпоративного бизнеса как "ПОСТ ФИНАНС", "Укрексимбанк", "ПроКредит Банк", "ТАСКОМБАНК" и "ПУМБ", сеть ресторанов "Мафия", международная платежная система "GlobalMoney", сеть терминалов "IBox", Посольства США и Германии в Украине, Корпус Мира США в Украине, "Киевский Метрополитен" и многие другие.
Насколько вообще сильная конкуренция в инкассаторском сегменте?
Вопрос не сколько в конкуренции, столько в существовании на рынке серых перевозчиков или охранных агентств, которые просто перемещают деньги. Они занимают порядка 30% всего рынка. И надо отметить, что банковской инкассацией пользуются чуть более трети клиентов, а остальные, экономя средства, перемещают средства при помощи серых перевозчиков или даже собственными силами (сотрудники возят выручку в сумках).
Почему большинство банков не выстраивает инкассаторское направление как бизнес?
Не видят перспективы и выгоды. Но не стоит акцентировать внимание только на инкассации, включающей авто или другие средства обработки и перемещения денежного потока. Более перспективна работа на денежном рынке по управлению наличностью, где инкассация - отдельный сегмент. Недавно, например, зампред "Ощадбанка" озвучил заработок структуры за год на уровне 200 млн. грн. при парке автомобилей в 750 авто. Мы, к слову, за год заработали 35 млн. грн., имея парк в 40 авто. То есть, у нас эффективность и доходность на одно авто в 3 раза выше. С начала 2016-го мы сработали еще на 30 % эффективнее, получив за 3 месяца 11 млн. грн. При сохранении тренда, итог по году превысит 40 млн. грн., что на 5 млн. грн. больше прошлогодней цифры. И это без существенных инвестиций, расширения автопарка или освоения других регионов.
За счет чего удалось добиться таких результатов?
Подразделение инкассации в Unison Bank изначально создавалось с прицелом на получение прибыли. Банк имеет уникальную модель построения этого бизнеса, ориентированную на клиента. Мы работаем 24 часа в сутки, а не 8-10 часов, как другие, 7 дней в неделю, имеем новейшую технику, предоставляем ряд услуг, которые на рынке представлены ограничено, как например, аутсорсинг для финансовых компаний и банков. В нашем клиентском портфеле порядка 65 банков и 100 компаний-юридических лиц.
Сколько точек надо обслуживать, чтобы работать без убытков?
На маршруте должно быть не менее 50 точек, чтобы окупить прямые затраты на инкассацию.
Насколько наличие собственной инкассаторской службы затратное для банка?
Это инвестиционно-затратный бизнес, если говорить об инкассации именно как о бизнесе. НБУ обоснованно выписал высокие требования по техническому оснащению для перевозки ценностей, выполнение которых обязательно. А это не дешево. Например, мы приобретали новейшие спец контейнеры и кейсы стоимостью по $5 тыс. каждое для защиты наличности при несанкционированном изъятии чемодана с наличкой. Не каждый банк может себе это позволить. Не вижу целесообразности заходить с инкассацией в клиентский сегмент с инвестициями менее $2 млн. Иначе бизнес-модель не построить. Если обслуживать свои отделения, то в зависимости от сети учреждения, можно начинать работу с 2-4 авто. Но на этом не заработаешь.
Что нужно изменить на законодательном уровне, чтобы стимулировать развитие официального рынка инкассаторских услуг?
От законодателей ждем только решений, обеспечивающих конкурентные условия на рынке, чтобы на нем могли работать не только банки, но и компании-юридические лица. Они смогут предоставить сервис и обслуживание иного уровня. Тогда будет настоящая конкуренция. Как можно конкурировать с государственными банками, которые на законодательном уровне получили право сопровождения авто без услуг сторонних охранных организаций. Например, себестоимость перевозки средств для "Ощадбанка" изначально ниже, чем для банков-конкурентов. За прошлый год мы, в частности, потратили на сопровождающих лиц с огнестрельным оружием при инкассации более 0,5 млн. грн.
Какая общая статистика по доходам инкассации в Украине?
Трудно вывести общую цифру из-за отсутствия единой методики подсчета. Но есть статистика по доле рынка банков-инкассаторов. Наша доля составляет приблизительно 5% по перевозкам, несмотря на сравнительно небольшой автопарк. Но наша цель – удвоить этот показатель в 2017 году за счет развития сети банка по всей Украине, которая крайне важна для инкассации и привлечения крупных сетевых клиентов.
Какие клиенты вам интересны?
Всем интересны рынки и клиенты, которые генерируют большой денежный поток, особенно, если банк занимается и инкассацией, управлением, и реализацией наличной гривны. Тогда, он может позволить себе "играть" тарифами на услуги инкассации, понимая, что заработает на продаже и размещении наличности. Если взять аутсорсинг, то эффективная ставка размещения наличности колеблется в районе 55-70% годовых. Эта доходность менее рисковая, чем при кредитовании. Да, есть риски по перемещению наличности, но мы все страхуем.
В последнее время участились случаи нападения на инкассаторские машины, что предпринимает Unison Bank?
Да. Некоторые банки даже отказались от междугородних перевозок. Мы еще не закрываем это направление и можем из Киева выехать в любой город. К охране подходим серьезно: все машины 3-ого класса оснащенности, с GPS- навигацией и отслеживанием каждого маршрута в реальном режиме. Кроме того, все страхуем: ценности, авто, сотрудников. Суммы страховки не могу Вам раскрыть, потому что по этой цифре можно просчитать объем перевозимых средств, а это конфиденциальная информация.
Во сколько обойдется инкассация 1 точки в месяц?
Средний тариф за точку инкассации составляет от 1тыс. грн. до 3-6 тыс. грн. в месяц. Цена зависит от разных факторов: времени суток, маршрута движения. Если клиент попадает в режим работы какого-то маршрута, то издержки на инкассацию этой точки будут минимальные. Есть клиенты, заказывающие ночную инкассацию, например, на 4 утра. Индивидуальное обслуживание просчитывается по отдельному тарифу.
Как формируются тарифы?
Есть тарифы на инкассацию, перечисления денег, пересчет перевозимой налички. Ценовая политика во многом будет зависеть от спроса и вида выбранных услуг. Пример: многие компании заинтересованы в зачислении выручки только на счета открытых в других банках, мы зачисляем выручку по желанию клиента. Плюс мы проводим зачисление не просто день в день, а по времени, необходимому клиенту. Можем даже кредитовать заказчика. Заранее оговорив о какой сумме будет идти речь, проводим безналичный платеж еще до привоза денег в банк. Это все разные виды услуг с разной стоимостью обслуживания. Пока наши тарифы стабильны, хотя ряд банков с начала года уже повысили их на 20-30%.
А можно ли рассчитывать на скидки?
Могут быть акции, предусматривающие снижение тарифа до 50%. Мы, например, можем на месяц предложить даже бесплатное обслуживание, если понимаем значимость клиента. Но масштабных акций еще не проводили. Они возможны, когда будем представлены во всех регионах. Например, в ближайшее время планируем начать работу в Полтаве и Виннице.
Что нового сможет предложить рынок в 2016 году?
В 2016-м мы хотим внедрить такую услугу как онлайн инкассация для своих клиентов, когда ваша выручка автоматически попадает на счета банка. Рынок достаточно инновационный и в мире уже применяется много технологий, которые мы планируем внедрять в ближайшее время. Развиваться есть куда, поверьте.
Как будет развиваться рынок в ближайшей перспективе?
Первый тренд - аутсорсинг. Все больше компаний будут на него переходить. Первыми из банковской сферы аутсорсинг оценили банки с иностранным капиталом. Мы, в частности, обслуживаем банк с немецкими инвестициями, который не только все продажи перемещает в зону самообслуживания, но и пользуется услугами аутсорсинга нашего банка даже в части формирования файлов-отчетности в НБУ. Они отказались от непрофильных функций, оптимизировали арендуемые площади, не тратят деньги на дорогостоящую технику для пересчета и перевоза налички.
Это разумно, так что тенденция будет развиваться. Особенно когда НБУ предоставит право работы с наличностью не только банкам, и на рынок выйдут аутсорсинговые компании.Вторая важная тенденция - компании будут переходить на обслуживание в официальный сегмент по перевозке наличности, особенно на фоне обострения криминогенной ситуации и роста объема неучтенного оружия в стране.
Ведь банк дает 100%-ю гарантию безопасности перевозимых ценностей всего за ту же 1 тыс. грн. с точки инкассации в месяц, и это выгодно. К примеру, один из наших клиентов получил компенсацию по всем договорам при потере части автопарка в Луганске