В Украине наступила ProZorro эпоха. Что это нам даст?
Общественные активисты и журналисты-расследователи теперь могут тщательнее анализировать происходящее на рынке госзакупок.
1 августа вступил в силу Закон Украины от 25.12.15 № 922-VIII «О публичных закупках», согласно которому все сверхпороговые тендеры (больше 200 тысяч гривень для товаров, и больше 1,5 млн гривень для услуг) теперь должны осуществляться через электронную систему ProZorro.
Журналисты собрали информацию, призванную ответить на самые частые и существенные вопросы, которые могли возникнуть относительно новой системы.
1. ЧТО ТАКОЕ PROZORRO?
ProZorro – это электронная система публичных закупок, которая призвана заменить собой «бумажные» тендеры.
2. КТО ЕЕ СОЗДАЛ?
Система декларируется как общий проект власти, бизнеса и неправительственных организаций.
По информации, которая предоставлена на сайте ProZorro, весь проект реализован основной командой из 30 человек. Также в нем периодически были задействованы до 150 волонтеров. Главными инициаторами создания электронной системы называют Александра Стародубцева, выпускника Киево-Могилянской бизнес-школы (KMBS), специалиста по биржевой торговле и электронным торговым системам, Андрея Кучеренко (на тот момент сотрудника “E&Y Украина”), а также Павла Шеремета, назначенного министром экономического развития и торговли в марте 2014 года.
Когда в конце августа 2014 Павел Шеремет подал в отставку, ситуация для ProZorro казалось критической.
Новый импульс проекту задал Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ. Его идеей стала реализация пилотного проекта в рамках действующего законодательства. Другими словами, он предложил не ждать, когда все необходимые постановления будут приняты Верховной Радой или Кабмином, а попробовать осуществить инициативу в рамках действующего правового поля.
Такой подход показался приемлемым, после чего команда договорилась с несколькими существующими торговыми площадками о создании общей базы. Немного позже подход закрепили в третьей версии концепции, которая и стала базой для “пилота”. Его основные принципы были подтверждены меморандумом, подписанным 9 сентября в «Укринформе».
Изначально права на систему принадлежали организации Transparency International. По словам организаторов, именно привязка к Transparency International помогла избежать бюрократических проволочек и обеспечить прозрачность реализации проекта в Украине.
Глава “Transparency International в Украине” Андрей Марусов рассказал, что его организация передала всю систему Министерству экономики еще в конце декабря.
«Система ProZorro сейчас принадлежит государству. И все это происходило осенью 2014 года. Мы подписали меморандум, я – от имени Transparency International, в котором обязались передать систему государству абсолютно бесплатно. Среди подписантов был также Дмитрий Шимкив, плюс IT-компании, которые изначально финансировали создание системы. Поскольку у нас было четкое обязательство, и вы можете увидеть этот Меморандум на стене в Департаменте госзакупок Минэкономики, то в конце декабря мы передали систему в Министерство экономики. Если точнее говорить, она находится у ДП «Зовнішторгвидав», – рассказал Андрей Марусов.
3. СКОЛЬКО СТОИЛА СИСТЕМА И КТО ЕЕ ОПЛАТИЛ?
Первыми инвесторами системы стали сами площадки. Таким образом, в проект удалось привлечь 35 тыс. долларов США. Причем вся инициатива декларировалась как социальная, без возможности заработка.
Также каждая из площадок, по словам Андрея Кучеренко, дополнительно потратила от 30 до 50 тысяч долларов на адаптацию своего интерфейса.
Когда к проекту подключилась Transparency International, то, в целях обеспечения прозрачности перед другими участниками инициативы, финансирование разработки системы стало проходить через международную организацию.
«Деньги шли через нас, потому что «де-юре» система принадлежала нам. Поскольку в самом начале это все делалось за деньги IT-компаний, то они перечисляли необходимые средства нам. Фактически, мы выступали как транзитный счет. Как только мы получали взносы, то сразу же перечисляли их разработчику. Потом к этому подключились ЕБРР с их грантом. Опять же, все средства тратились на разработку системы», – объяснил Андрей Марусов.
Недавно Кабинет Министров Украины выделил на поддержку и модернизацию системы 17 миллионов гривень.
Также США в рамках программы USAID намерены выделить Украине 14 млн долларов на продвижение электронного управления, в том числе развитие системы ProZorro. Об этом на брифинге, 22 июля, заявил глава миссии Посольства США в Украине Джордж Кент.
4. В ЧЕМ СМЫСЛ РАБОТЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ?
С 1 августа 2016 года госзакупки товаров на сумму от 200 тысяч гривень, и услуг от 1,5 млн гривень, должны осуществляется посредством ProZorro.
Общая схема выглядит так.
1. Организация составляет требования к желаемому товару или услуге, определяет граничную стоимость.
2. Компании – участники системы имеют равный доступ ко всем открытым позициям. Также они могут уточнять у организации заказчика параметры, необходимые для формирования своего предложения.
3. Позже компания выносит предложение. Информация о нем, а также предложениях других фирм является открытой.
4. Спустя некоторое время выбирается наиболее выгодная опция.
5. НО ВЕДЬ ДЕШЕВЛЕ – НЕ ВСЕГДА ЛУЧШЕ?
Именно об этом говорят некоторые эксперты. Например, Александра Решмедилова, политолог, аналитик Международного информационно-аналитического центра “Россия – Украина” (МИА ЦРУ), в своём блоге обсуждает ситуацию реконструкции трассы Киев – Чернигов – Новые Яриловичи на участке от 18,7 до 98,8 километра. Как говорит автор блога, компания, которая на сегодня является лидером по своему предложению, имеет в своем портфолио некоторые нереализованные проекты, а также ненадежную репутацию в других странах. По словам Александры Решмедилова, введение дополнительных проверок добросовестности подрядчиков и поставщиков может обезопасить страну от возможных негативных последствий.
Также успех выбора достойного исполнителя во многом зависит именно от заказчика, который должен максимально детально прописать необходимые требования и приблизить цену к реальной рыночной стоимости, чтобы допустить к участию в торгах проверенные компании с высокой репутацией.
6. СКОЛЬКО ДЕНЕГ ПОМОГЛА СЭКОНОМИТЬ PROZORRO?
На сегодняшний день, общая сумма экономии бюджетных средства составила 2,5 млрд гривень, но к концу года, как утверждает координатор ProZorro Кристина Гуцалова, может перешагнуть рубеж в 5 миллиардов.
Также министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян отметил, что после введения обязательности торгов через систему ProZorro, правительство ожидает сокращение средних расходов “Укравтодора” на 10-15%. Если брать в целом по стране, то министр оценил будущую экономию в 10-30% бюджетных средств.
7. ЕСТЬ ЛИ ПОДОБНЫЕ СИСТЕМЫ В ДРУГИХ СТРАНАХ?
Да, есть. Например, система электронных закупок действует в Корее (и ее разработка обошлась от 1 млн долларов). За 3 года поляки также планирует перейти на электронные тендеры.
Сегодня подобные системы работают в Латвии, в Эстонии, в Грузии.
Интересно, что именно нашу ProZorro намерена внедрять у себя Молдова, о чем на международной конференции в Киеве заявил глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевка Аджунер.
8. СМОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОВЕРЯТЬ ЧИНОВНИКОВ И КОМПАНИИ НА ЧЕСТНОСТЬ?
Именно на решение этой проблемы направлена другая часть системы ProZorro, которая касается инструментов business intelligence. Эти инструменты были предоставлены международной компанией Quick, которая является одним из лидеров мирового рынка бизнес-аналитики.
«Соответственно, они передали пару сотен лицензий Transparency International бесплатно на ближайшие 2-3 года. С такой целью, что мы эти лицензии предоставляем общественным организациям, журналистам-расследователям, контролирующим органам государственной власти. Соответственно, бесплатное пользование, чтобы они могли более детально анализировать то, что происходит на рынке госзакупок.
Опять же, денег мы за это не получаем. Но поскольку пришлось доработать этот инструмент business intelligence, под него был получен грант ЕБРР. Сегодня мы находим общественные организации, предоставляем им инструмент, даем рецензии. Смотрим, как они его используют, насколько эффективно работает сам этот инструмент», – поделился Андрей Марусов.
В теории, наша страна получила впечатляющий инструмент, способный экономить десятки миллиардов бюджетных гривень. С другой стороны, система нуждается в некоторой доработке и внесении дополнительных параметров, таких как проверка репутации будущих исполнителей, а также оценка рисков, связанных с возможным невыполнением ими условий сделки.
Источник