В целом, состав покупок не отличается от повседневного: большая часть покупок за границей — это одежда. Каждый год на чёрную пятницу — бум заказов на обувь Timberland, джинсы Levi’s и детскую одежду. Отдельно растёт спрос на товары, на которые в другое время скидок почти не бывает — в сети Neiman Marcus, бренда Canada Goose: на Чёрную пятницу можно найти купоны со скидкой до 30%. Речь идёт о дорогих брендах: тот же The North Face со скидкой в $200 купить очень приятно.
Среди электроники спрос, естественно, возрастает на товары со скидкой, например — старые модели айфонов, которые на eBay можно найти с дисконтом в два раза и больше.
Обязательно заказывают часы, которые обычно стоят $8-10 тыс (Cartier, Rado), но на распродаже их можно взять со скидкой 90% и больше. Чтобы не столкнуться с подделками, надо заказывать на проверенных сайтах вроде Jomashop и Ashford: в период распродаж и когда они избавляются от старых коллекций, скидки могут быть огромными.
В практике был случай, когда некая девушка приобрела часы, каталожная цена которых была $10 000, за $800. Хороший повод лишний раз задуматься, до какой степени на самом деле цена на дорогие часы состоит из наценки за бренд.
Велосипеды — ещё одна регулярная покупка из США. Чаще обычно заказывают велосипеды целиком от $500 до $1500 c
www.bikesdirect.com и rbikes.com, но на Чёрную пятницу почему-то активно начинают брать отдельные рамы — каждый год 1-2 минимум. Однажды была отправлена титановая рама стоимостью $2600. А среди аксессуаров — особый спрос на всё производства SHIMANO.
И последнее наблюдение: как ни странно, количество магазинов, в ней участвующих, постоянно сокращается. Это происходит на фоне того, как многие торговые сети размывают само понятие пятницы, начиная распродажи в четверг, среду, за неделю до — или же растягиавя её аж до декабря (как недавно объявил Amazon). В прошлом году практически любой бренд что-то делал, публиковал каталоги со скидками. В этом году количество магазинов, активно участвующих в Чёрной пятнице, уменьшилось где-то на треть. Sierra Trading сократила ассортимент под акции: знакомые каждой американской маме названия Children’s place и Carters упростили участие в Чёрной пятницы до общей скидки на все товары. Может быть, феномен Чёрной пятницы начинает перегорать и не всё коту Чёрная пятница больше?
Исходя из наблюдений за последние годы, ситуация в торговле на рынке США уже далеко не самая радужная. Те, кто покупают давно, наблюдают, как цены растут, а скидки уменьшаются. Одни магазины закрываются, другие вливаются в концерны; скидки стандартизируются под определённый максимум, за который выходят всё реже. Чтобы поддерживать ощущение праздника, сети вроде Walmart и Target закупают самую дешёвую бытовую технику в Китае, и активно рекламируют эти предложения «по 10 баксов».
Впрочем, совсем формату предпраздничных распродаж умереть не грозит: всегда будут, с одной стороны, бренды, которым надо избавляться от залежавших коллекций, бренды с высокой маржой, которую они легко могут сбросить под видом грандиозной скидки — и просто бренды, которым надо занять своё место на рынке (к примеру, Microsoft заманивает покупателей продуктов линейк Surface скидками в $200–400, тогда как у Apple и без того всё хорошо, поэтому любые дисконты — либо инициатива ритейлеров, либо восстановленные товары, либо старые модели). Но праздник Чёрной пятницы, какой он есть сейчас, может существенно потускнеть в грядущие годы.
Увидим.