Краудфандиг — это действительно работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами. А как дела обстоят в нашей стране?
На Kickstarter Проект РОР (автономное зарядное устройство) собрал более $139 170, превысив желаемую сумму почти в три раза. Также все помнят самый большой успех Kickstarter - The Pebble smart watch - за первые 28 часов проект смог привлечь более $1 млн и в итоге собрать $10 266 846. Всего на Kickstarter за прошлый год было собрано $319 786 629.
Очарование возможности рассказать миру о своей идее и собрать средства на ее осуществление плавно распространилось из-за Атлантики на весь земной шар.
Что такое краудфандинг?
Прежде всего поясним для тех, кто запутался в краудсорсинге и краудфандинге.
Краудсорсинг (от англ. crowd - "толпа" и sourcing - "сбор, использование ресурсов") - передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Иными словами - задействование сил добровольцев для оказания помощи и общего поиска решения какой-то проблемы.
Краудфандиг (от англ. сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») – частный случай краудсорсинга, а точнее - сотрудничество людей, которые добровольно оказывают именно финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. Это действительно работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами. А как дела обстоят в нашей стране?
Краудфандинг – им в какой-то степени занимаетесь и вы, когда собираете с друзей, приглашенных на день рождения общего знакомого, деньги на один общий дорогой подарок.
Стоит сразу разделить разовые проекты и краудфандинговые интернет-платформы для сбора пожертвований. И если примеры вполне успешно реализованных разовых проектов, чаще всего социальных, мы можем сразу вспомнить (сбор средств на публикацию журнала «Милый друг» , «РосПил» , сбор средств для пострадавших в Крымске), то с интернет-платформами всё обстоит иначе.
Кстати, стадия развития платформы не всегда зависит от того, насколько давно она была запущена. Planeta.ru была запущена только в прошлом году, а уже успешно функционирует и привлекает средства в проекты. И в тоже время есть проекты 2009-2011 гг., которые всё ещё находятся на стадии закрытого тестирования либо на стадии разработки, например Startapp, Первый капитал.
Из факторов, влияющих на успех платформы, помимо грамотного продвижения и PRа, стоит назвать сферы деятельности размещаемых проектов.
Виды краудфандинга
Российские краудфандинговые платформы
Платформы, повторившей хотя бы часть успеха Kickstarter - нет и в помине. Какие-то проекты появляются, какие-то умирают. Мы решили проанализировать все.
Одним из крупнейших проектов был и остается Boomstarter - российский аналог Kickstarter, действующий по такому же принципу. Недавно отпраздновав свой день рождения, проект поделился статистикой о проделанной работе. Самой главной цифрой, естественно, является количество привлеченных инвестиций - 23 456 232 рубля.
Это, конечно, во много раз меньше, чем у американских платформ, но все же довольно неплохо для сравнительно молодого проекта в условиях нашего рынка и пользователей, которые еще не привыкли делиться деньгами.
Так же активно работают и площадки для творческих проектов. Planeta.ru и Kroogi (один из старейших подобных проектов в Рунете, открытый в 2008 году) продолжают привлекать музыкантов, художников и фотографов.
На Planeta.ru, к примеру, фанаты группы "Король и Шут" собрали около миллиона рублей на фильм-концерт о группе - притом, что запустился проект совсем недавно (4 сентября) и его целью было собрать половину от уже набранной суммы - 510 тыс.
Энтузиазм фанатов не утихает и на миллионом рубеже - люди активно шарят страницу фильма в соцсетях и пишут благодарные комментарий проекту. Кому-то из акционеров этот сбор даже помог поверить в краудфандинг: "Долго не могла понять вообще смысла всех проектов, акций и т.п... Пока не запустился этот проект "Короля и Шута". Бесконечно рада, что смогла принять в нем участие, спасибо группе за эту возможность!", - пишет одна из акционеров.
Кстати, согласно все той же статистике Kickstarter за 2012 год, больше всего денег люди вкладывают именно в творческие проекты - музыка, кино/клипы, книги и игры.
Самое большое количество зарегистрированных проектов посвящено музыкальной теме, но больше всего средств привлекают именно игры - видимо, за них люди готовы платить побольше, чем за песни и альбомы.
Про Яндекс.деньги
«Яндекс.Деньги» давно используются для сбора денег для краудфандинга. Но если раньше люди собирали деньги на своих сайтах, то сейчас они перемещаются в соцсети.
Наше приложение поможет им быстро распространить информацию о любой акции в социальной сети, а информер будет в режиме реального времени показывать, сколько денег уже удалось собрать», - прокомментировала Наталья Хайтина, заместитель генерального директора платежной системы.
Стоит отметить, что в последнее время и крупные компании обращают внимание на общемировой тренд и повышенный интерес к краудфандингу, например, в Facebook появилось приложение «Яндекс.Денег», с помощью которого пользователи могут организовать сбор средств на различные нужды - от научных и благотворительных проектов до поездки за город с друзьями.
Приложение получило название «Собирайте деньги» . Также команда сервиса «Яндекс.Музыка» объявила о старте возможности отправить средства популярному исполнителю.
На данный момент пользователи могут отправить деньги через систему Яндекс.Деньги .
Правила Краудфандинга
Как зарабатывают краудфандинговые платформы
Обычно платформы берут процент от привлеченных средств. Размер комиссии колеблется в России от 5% до 15%. Planeta.ru, например, оставляет себе 5% от суммы, собранной успешным проектом. Еще 5% отходит в пользу платежных агрегаторов. В случае, если проект собрал от 50 до 99%, общая комиссия составит 15% (10% — Planeta.ru и 5% — платежные системы).
С благотворительных проектов комиссия платформы не взимается. Кроме того, сервис продает музыкальные альбомы, различные аксессуары, а еще собирается открыть продажу билетов концерты.
Площадка "Русини", кстати, вообще не берет комиссию - она создана для решения социальных проблем.
Что такое краудинвестинг
Краудинвестинг - это инвестирование в проект, совершаемое большим количеством людей - микроинвесторов.
Это вовсе не означает, что в проекте участвуют только микроинвесторы. Схемы бывают разные. Например, 51%-й пакет акций принадлежит фундерам, 20% - бизнес-ангелу или венчурному фонду, а оставшаяся доля продается микроинвесторам, готовым вложить по несколько тысяч рублей.
Микроинвесторы могут получить акции компании или долю активов стартапа. Возможно кредитование – фаундер должен будет вернуть занятые у краудинвесторов деньги с процентами.
У краудинвестинга есть то же преимущество, что и у краудфандинга – массовая оценка перспективности и нужности проекта.
А главный фактор привлекательности – возможность поиграть с удачей, попытаться угадать, какой стартап «взлетит».
Мировая экономика тем временем наполняется реальными деньгами из копилок. Суммы могут быть совсем небольшими - суть не в привлечении "условно бесплатного" стартового капитала, а в том, чтобы привлечь в рынок инвестирования и стартап-деятельность больше участников.
Краудинвестинг – это игра. Не все стартапы будут успешными: прорывными станут единицы. Остальные инвестиции либо провалятся, либо принесут небольшую прибыль. Так что раудинвестирование подойдет только тем, кто четко осознает:
Кстати, российская площадка для краудинвестинга - это SmartMarket.
Прогнозы
Главный вопрос - ожидает ли нас что-то новое? Если за рубежом краудфандинговые компании растут если не как грибы, но их тем не менее довольно много и они распространяют свое влияние все дальше, то в России новые проекты либо где-то прячутся, либо их просто нет.
Можно, конечно, взять во внимание какие-то одиночные проекты, вроде "Весь Толстой в один клик" (открылся в июне 2013 года), целью которого является оцифровка 90-томного собрания сочинений Льва Николаевича.
Все или ничего – сумма переводятся создателям проекта, только если достигнута заранее определённая денежная цель. Если цель не достигнута - деньги возвращаются бекерам.
Оставить всё собранное – все собранные средства (за исключением комиссии) отправляются создателям проектов, несмотря на то, была достигнута цель или нет. Если фаундерам не хватает средств на запуск, то они сами ответственны за возвращение средств бекерам.
Награда – собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект.
Сделка со свободной ценой – бекеры сами определяют цену уже созданного продукта (аудиозаписи или книги).
Благотворительность
Четко заявленная цель
Публичный расчет всех расходов, которые предлагается покрыть с помощью пожертвований.
Тезис "Деньги лишними не бывают" тут категорически не годится, потому что жертвователи могут направить средства и на другие благотворительные нужды. В мировой практике краудфандинга успешных примеров кампании без таргета не существует.
Прозрачный ход сбора
Информацию нужно сделать общедоступной. Не только для тех, ктое уже сделал взнос, но и для тех, кто только собирается принять решение. Гласность и прозрачность.
Перед тем, как публиковать реквизиты, их нужно тестировать
При попытке перевода денег на определенный счет система может выдать сообщение, что получатель анонимен. Это наводит жертвователя на мысль, что перевод хорошо бы сделать с протекцией.
Помощь бывает не только денежной
Среди людей, сочувствующих проекту, могут оказаться и потенциальные рекламодатели, и менеджеры рекламных агентств, способные включить проект в свои медиапланы, и владельцы посещаемых площадок, которые могли бы помочь с привлечением аудитории.
Matching
Многие западные благотворительные структуры предъявляют соискателям грантов одно и то же условие: покажите нам matching funds — те деньги, которые в ваш проект вкладывают другие спонсоры.
Наличие у грантодателя сторонних партнёров, верящих в этот проект и готовых в него вкладываться, служит залогом его реальности и состоятельности.
В случае с краудфандингом значение имеют не привлеченные партнеры, а усилия команды, предпринятые для извлечения максимального КПД из пожертвованных денег.
Всю рискованность микроинвестиций, психологически готовы потерять вложения
Что краудинвестинг – это долгосрочная история
Что фактически они обеспечивают стартапу раунд посевных инвестиций
Это не «ставка всей жизни», нужно отдавать действительно свободную сумму
Источник: rb.ru/news/kraudfanding-v-rossii/