Инвестиционные компании все чаще вкладываются в разработку социальных сетей для трейдеров, на которых те смогут обсуждать сделки или даже копировать торговые стратегии друг у друга. Есть ли польза от этих сервисов?
Cоциальный трейдинг в России не так развит, как в Европе и США, где насчитываются десятки социальных сетей для инвесторов. Тем не менее он пользуется определенным спросом — даже с учетом малого количества частных инвесторов в стране (около 1 млн брокерских счетов на Московской бирже). Все началось с форума на сайте MFD.ru в начале 2000-х годов, на котором трейдеры обсуждали свои сделки и пытались предсказывать динамику рынка. Позже на этом ресурсе заработал сервис автоследования EasiMANI. В 2010 году был запущен другой популярный ресурс для трейдеров — блогерская платформа Smart-Lab.ru, которая сейчас является крупнейшей онлайн-площадкой для общения частных инвесторов в России. По словам основателя проекта Тимофея Мартынова, общее число подписчиков сайта превышает 40 тыс. человек, при этом не менее 14 тыс. человек являются активными пользователями.
Сейчас разработкой социальных сетей для инвесторов занимаются в основном брокеры и инвестиционные компании. Сначала на рынок вышли сервисы WhoTrades и Comon.Ru от инвестиционной компании «Финам», затем в 2015 году при участии венчурного фонда Сбербанка в России была запущена русскоязычная версия eToro. В декабре 2016 года о создании собственной соцсети для состоятельных инвесторов объявила и инвестиционная компания «Атон». Что собой представляют эти сервисы?
«Атон Space»
Социальную сеть «Атон Space» инвестиционная компания «Атон» разработала специально для своих состоятельных клиентов, поэтому для регистрации аккаунта в ней придется сначала открыть счет в ИК «Атон» и положить на него по крайней мере $100 тыс. Сама компания считает целевой аудиторией этого проекта тех, кто готов инвестировать хотя бы $1–5 млн. В настоящее время к сети присоединились 220 человек — это примерно 10% от общего числа состоятельных клиентов «Атона» (порядка 2500 человек).
По словам генерального директора ИК «Атон» Андрея Звездочкина, соцсеть призвана ускорить процесс обмена информацией в ходе инвестиционных сделок. Если раньше взаимодействие компании с клиентами проходило через финансовых консультантов, то теперь состоятельный инвестор может задавать вопросы непосредственно портфельным менеджерам, трейдерам и аналитикам в режиме онлайн, отмечает он. Функционала для автоследования или выставления рыночных заявок у соцсети нет.
Интерфейс сети больше всего напоминает Facebook. Лента новостей настраивается индивидуально, навигация по темам осуществляется через систему тегов. Примечательно, что пользователи соцсети могут получать экспертизу не только от «Атона», но и друг от друга, а также от приглашенных специалистов.
eToro
Социальная торгово-инвестиционная сеть eToro была основана еще в 2007 году братьями Йони и Роненом Ассия в Израиле. В 2014 году этот проект привлек внимание венчурного фонда Сбербанка SBT Venture Capital. Вместе с китайской корпорацией Ping An он вложил в сервис порядка $27 млн, и уже осенью 2015 года в России была запущена русскоязычная версия eToro.
eToro сочетает в себе функции социальной сети и онлайн-платформы для торговли валютами, биржевыми товарами, индексами и акциями. Пользователи могут не только обсуждать свои сделки и торговать, но и копировать операции успешных трейдеров. При этом речь идет не о биржевом трейдинге в привычном понимании, а о торговых сделках с так называемыми CFD (contract for difference) — контрактами на разницу цен. Это производные инструменты, которые позволяют делать ставку на рост или падение ценных бумаг, не владея ими. Как правило, CFD любят предлагать своим клиентам форекс-компании.
Впрочем, уже с первого квартала 2017 года у пользователей соцсети появится возможность торговать настоящими акциями на Лондонской бирже, рассказал генеральный директор eToro в России Павел Салас. По его словам, за год российская аудитория eToro выросла до 150 тыс. пользователей, при этом активно торгуют только 3 тыс. человек. В отличие от других подобных сервисов, соцсеть не берет комиссий за автоследование, однако предлагает более широкие спреды на сделки.
WhoTrades
Эта социальная сеть для трейдеров, запущенная компанией «Финам» в 2010 году, позволяет своим подписчикам торговать широким спектром ценных бумаг на крупнейших биржах мира, включая NYSE и NASDAQ в США, а также XETRA в Европе. Пользователи сервиса также могут общаться в режиме онлайн, вести блоги, читать ленту новостей и ежедневную аналитику, обмениваться графиками и копировать стратегии успешных трейдеров. По данным ФГ «Финам», в настоящее время на платформе WhoTrades зарегистрированы 1,2 млн человек, а обороты по их сделкам достигают $800 млрд в год.
Минимальный счет для торговли на WhoTrades составляет всего $10, а сервис «Автоследование» обойдется пользователю в $50. Трейдер, выбравший эту услугу, может подключиться к десяти счетам сразу и воспроизводить все сделки, совершаемые с них.
Следует отметить, что у «Финама» есть также отдельный сервис автоследования Comon.Ru. Он не является социальным сервисом в чистом виде и позволяет подписчикам лишь копировать торговые стратегии друг у друга. Минимальный счет для торговли на этом ресурсе составляет 50 тыс. руб. Как сообщили в ФГ «Финам», у Comon.Ru свыше 300 тыс. зарегистрированных пользователей, а объем торгов на этой платформе составляет 70 млрд руб. в год.
TradingView
Платформа TradingView называет себя «сообществом инвесторов, которые обмениваются опытом и торговыми идеями». К развитию этого сервиса причастен российский венчурный фонд iTech Capital, в число пайщиков которого входят акционеры Qiwi и основатели инвесткомпании Digital Sky Technologies (DST). В июле 2015 года он направил в развитие TradingView около $3 млн. Сейчас ресурс сообщает о 500 тыс. активных пользователей в месяц из 100 стран мира.
TradingView не позволяет своим подписчикам копировать стратегии и торговать на мировых рынках, но он дает им возможность вести блоги и обмениваться аналитикой. При этом ресурс предоставляет всю необходимую внешнюю информацию: биржевые котировки, графики, экономические новости и аналитические обзоры. Кроме того, на сайте доступен торговый терминал TradingView, который при желании можно скачать в виде мобильного приложения.
Пользователи TradingView могут оформить бесплатную и платную подписку. Стоимость последней составляет $9,95–39,95 в месяц в зависимости от выбранного тарифа. Самый дорогой аккаунт подразумевает приоритетную поддержку по электронной почте и выделенную поддержку по телефону. От бесплатного аккаунта эти опции отличаются скоростью потока данных и количеством доступных материалов.
Нужны ли трейдерам соцсети
Соцсети и подобные сервисы полезны новичкам, поскольку позволяют им пообщаться с опытными трейдерами и получить актуальную информацию, считает управляющий партнер компании United Traders Анатолий Радченко. «У нас в целом очень мало порталов с экспертизой по российскому рынку, и если в соцсети будет качественная информация, это станет плюсом для всех», — отмечает трейдер. Однако таким сервисам зачастую не хватает объективности, предупреждает Радченко: ангажированные аналитики или трейдеры могут, например, писать о перспективах каких-либо ценных бумаг, умалчивая об их рисках.
Людям нужно общаться друг с другом, делиться своими мыслями и задавать вопросы аналитикам, добавляет директор по маркетингу БКС Руслан Смирнов. По его словам, у БКС есть похожий проект — «БКС-Экспресс», но это скорее аналитический портал с социальными функциями (возможностью общаться и оставлять комментарии), а не социальная сеть. Примерно таким же будет и проект «Атона», но непонятно, почему он называется соцсетью, отмечает Смирнов. Подобных площадок много — они есть практически у каждого брокера, соглашается Радченко из United Traders. «Соцсетей в привычном понимании, вроде Facebook, мало, а вот порталов много», — уточняет он.
Успех соцсетей зависит от того, удастся ли привлечь туда известных аналитиков, которые смогут создавать интересный для аудитории контент, говорит управляющий активами инвестиционной компании S.R. Solutions Роман Андреев. Причем для каждой новой соцсети это будет все сложнее сделать. А вот сама возможность общаться для трейдеров не очень привлекательна, убежден Андреев. «Большинство людей в трейдерской среде, если только они не являются очень успешными управляющими, стараются быть анонимными. Поскольку успешных трейдеров у нас единицы, я думаю, что публичность в соцсетях — это не то, к чему стремится большинство», — подчеркивает он.
Основатель платформы Smart-lab.ru, трейдер Тимофей Мартынов, в свою очередь, считает, что перспективы у социальных сетей, разработанных брокерами, весьма туманны. «Ни один из проектов под крылом у брокера не будет по-настоящему популярным и массовым, потому что, как правило, такие сервисы ограничиваются клиентской базой брокерской компании», — подытоживает он.
Цитата:
Социальный трейдинг — это способ торговли или принятия инвестиционных решений, основанный на объединении всех участников биржевых торгов в единое онлайн-сообщество, внутри которого происходит обмен торговыми идеями и инвестиционными стратегиями. По данным портала SocialTradingGuru, который посвящен социальному трейдингу, сейчас в мире насчитываются десятки подобных сервисов для инвесторов. Большая часть этих платформ предоставляет услуги автоследования (автоматического копирования сделок) для игроков на рынке «Форекс» и бинарных опционов. Если верить разработчикам таких сервисов, количество их подписчиков измеряется миллионами. Так, израильская платформа eToro сообщает о 5 млн пользователей по всему миру, а греческий сервис ZuluTrade — о более чем 1,2 млн.
|
Источник