Экономика в деталях
Внутренняя экономика шведского мебельного гиганта Ikea уже много лет заставляет экспертов переосмыслять традиционные концепты.
Мебельный гигант Ikea — настолько большая и странная компания, что факты о ней зачастую поражают не только обывателей, но и профессиональных экономистов. Любимая по всему миру шведская компания использует 1% мировых запасов древесины, чтобы производить мебель, которая полностью определяет стиль многих жилищ на всех континентах. Ikea, к примеру, каждый год продает 1,5 миллиона экземпляров одного из своих самых популярных товаров — кресла Поэнг. Каталог Ikea значительно меняется каждый год, а цены в магазинах подчиняются странной внутренней экономике компании: некоторые товары в разы дешевеют год от года, какие-то, наоборот, понемногу набирают в цене, а третьи и вовсе полностью пропадают с прилавков. FiveThirtyEight анализирует увлекательные экономические течения самого известного продавца мебели в мире.
Первая версия кресла Поэнг, творения финского дизайнера Алвара Аалто, поступила в продажу в 1939 году и до сих пор остается довольно престижным предметом мебели — онлайн эти кресла продаются более чем за $4 тысячи. Ikea начала торговать Поэнг в 1978 году за толику того, что стоил изначальный вариант Аалто. Сегодня кресло, которое успело стать одним из самых популярных предметов мебели в истории, стоит лишь малую долю того, что Ikea просила за него в 1978 году (с поправкой на инфляцию) — около $79. Значительно подешевели и другие популярные товары Ikea: стол Lack в 1985 году стоил $56 по сегодняшним деньгам, а в современных каталогах магазина его можно купить более чем в 5 раз дешевле. Такая же судьба постигла и знаменитые книжные шкафы Billy.
“У продуктов Ikea, которые долго не сходят с прилавков магазина есть определенная модель выживания”, - рассказывает исследователь-экономист Бостонского университета Мэриэн Бакстер, которая изучила “цикл жизни” сотен товаров Ikea на протяжении десятилетий. “Ни один товар не задерживается в каталоге компании надолго, если он не стоимостно-эффективен. Экономия за счёт роста производства помогла таким популярным товарам, как Поэнг, значительно продлить свой срок жизни”.
Исследуя каталоги компании, Бакстер вывела модель, которая показывает, что мебель в компании проходит строжайший отбор, в котором выживают лишь самые экономичные артикулы. Те предметы мебели, которые компании не удавалось сделать значительно более дешевыми со временем, быстро исчезали с прилавков. “Если Ikea не может придумать, как производить тот или иной товар дешевле, изменить его дизайн или сделать его более функциональным, она перестает торговать им”, - отмечает Бакстер.
Тот же вездесущий Поэнг не только становился дешевле с годами, но и незаметно менялся как снаружи, так и изнутри. В 1992 году одну из частей кресла начали производить из дерева, а не из стали — это позволило Ikea более компактно складывать кресло и значительно экономить на транспортировке в легендарных плоских коробках шведской компании. Дизайн стола Lack также был изменен в пользу большей гибкости и фрагментарности — стоимость производства и транспортировки снова значительно понизилась.
Впрочем, не все товары в каталоге Ikea участвуют в борьбе за выживания. На те из них, которые все-таки остаются популярными по прежней цене, компания постепенно и незаметно повышает цены. Так, кресло Antilop в 1990-ые стало дешевле в нескольких странах, но в целом по миру цены на товар много лет подряд либо оставались неизменными, либо постепенно росли. “Когда Ikea снижает цену, она делает это яркими и заметными жестами”, - объясняет Бакстер. “А вот когда цену нужно повысить, год от года она будет расти не больше чем на 1%. Иногда, к примеру, компания повышает цены на товар в Канаде, но оставляет их прежними в США, что очень бесит канадцев”, - добавляет исследователь.
В целом Ikea благодаря своему масштабу и уникальным практикам производства, маркетинга и развития создала свой подвид экономики. Компания почти никогда полностью не вписывается в традиционные экономические структуры и занимает нишу на рынке, в которой никто даже близко не может тягаться с ней. “15 лет назад я бы сказала вам, что у Ikea вскоре будет множество конкурентов”, - сетует Бакстер. “И катастрофически бы ошиблась. Сегодня в этом сегменте есть только они”.
Источник статьи>>