Производители искусственного снега в разы увеличили свои прибыли благодаря глобальному потеплению, но вскоре и их товар может не выдержать рекордных температур.
В России очень трудно представить себе, что для кого-то продажа снега может быть прибыльным бизнесом. Однако на горнолыжных курортах по всему миру этот бизнес процветает и становится все более прибыльным по мере того, как глобальное потепление меняет все привычные климатические выкладки. В начале лыжного сезона в декабре многие европейцы уже столкнулись с голыми склонами на своих любимых курортах из-за рекордно теплых температур. Если престижные курорты хотят и впредь рассчитывать на стабильный поток клиентов в лыжный сезон, им предстоит заключить новые сделки с поставщиками снега. The Economist рассказывает, как обстоят дела в бизнесе, от которого зимой можно допроситься снега.
В связи с глобальными изменениями климата снежный сезон на горнолыжных курортах теперь начинается позже и заканчивается раньше, чем местные жители и гости привыкли считать, объясняет профессор Ратгерского университета Дэвид Робинсон. Особенно тяжело глобальное потепление ударило по курортам, которые находятся не слишком высоко. В целом по всему миру снежный сезон с 1970-х сокращался на 5 дней каждые 10 лет, но в отдельных регионах ситуация может обстоять значительно хуже или, напротив, лучше. Калифорнийские склоны, к примеру, не открывались несколько лет подряд из-за нехватки снега, в начале 2017 были вынуждены закрыться из-за чрезмерных снегопадов.
Компании по производству снега готовы помочь курортам справиться с этим кризисом — и в процессе неплохо заработать. Мировой рынок производителей снежных пушек и других устройств, которые используют воду и сжатый воздух, чтобы производить снежные кристаллы, оценивается в $290 миллионов. На этом рынке сегодня доминируют несколько небольших европейских компаний: TechnoAlpin, Demaclenko и SUFAG. TechnoAlpin отвечает более чем за половину этого рынка и выпускает 4,5 тысячи снегогенерирующих машин в год. Глобальное потепление создало весьма благоприятный климат для финансов компании: ее оборот вырос с €90 миллионов в 2011 году до €170 миллионов в прошлом году.
Покрытие склонов искусственным снегом обходится курортам совсем недешево: цена значительно варьируется в зависимости от погоды, рельефа и других факторов, но в среднем покрыть снегом квадратный километр лыжного склона можно примерно за €1 миллион. Впрочем, для курортов это по-прежнему выгодные условия. Некоторые из них, например Валь Гардена в Италии, начали полностью полагаться на искусственный снег. Австрийские курорты пытаются догнать итальянских коллег — за последние 10 лет они потратили на снег более €1 миллиарда.
Однако из-за глобального потепления тратиться приходится не только курортам, но и самим производителям снега. Сегодня они вынуждены выделять около 5% своих прибылей на исследования, которые позволят сделать искусственный снег еще более стойким даже при нулевой температуре. Пока что глобальное потепление было отличным подспорьем для производителей снега, но если исследователи не достигнут успеха, вскоре и их прибыли будут таять на глазах.
Источник статьи>>