Протест против "Платона" этический, а не чисто экономический.
Компромиссы не работают, если порочна вся система, а не отдельные ее параметры. Во вторник стартует всероссийская стачка автоперевозчиков против системы сбора платы за проезд по федеральным трассам («Платон»). В стачке планируют участвовать больше 10 000 дальнобойщиков из 50 регионов. И это несмотря на внезапное решение правительства пересмотреть масштаб повышения ставки: вместо анонсированного двукратного роста тариф с 15 апреля будет повышен только на 25% – с нынешних 1,53 руб. за километр до 1,91 руб.
Старания правительства развернуть ситуацию очевидны. От первой встречи представителей транспортных компаний с властями до подписания премьером Дмитрием Медведевым постановления правительства с новой ставкой прошло всего два дня. Новый тариф объявлен бессрочным, и не исключено, что за большой пробег будут предусмотрены скидки.
Отказ от запланированного повышения тарифа приведет к росту задолженности системы федеральному бюджету. «Платон» был заявлен в том числе как источник финансирования строительства дорог и мостов в регионах. Система пока работает себе в убыток. За 2016 г., когда действовал льготный тариф, «Платоном» было собрано 19 млрд руб., из них 10,6 млрд получил оператор системы, а 8,7 млрд ушло на компенсацию регионам транспортного налога, от которого освобождены пользователи «Платона». При этом на саму систему было потрачено 40 млрд руб., подсчитали в InfraOne. При повышении тарифа в 2 раза сборы выросли бы до 36 млрд, как изменится эта сумма из-за внезапного маневра правительства, пока не известно.
От сохранения низкой ставки не пострадает только оператор системы, принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга Игорю «РТ-инвест транспортные системы»: сумма, которую оператор получает по договору концессии, не зависит от сборов, зато ежегодно индексируется по уровню инфляции.
В этом и проблема. Участники забастовки в отличие от участников встречи с премьером требуют не корректировки тарифов «Платона», а передачи системы государству, единственная альтернатива этому требованию – полная отмена платы за проезд по федеральным трассам. Так проблема экономическая перерастает в этическую: с поборами в пользу условного государства – пусть завышенными, пусть несправедливыми – согласиться еще худо-бедно можно, но в пользу кошелька близких к власти людей – нельзя.
Источник статьи>>