Элон Маск — инвестор и основатель проектов SpaceX, PayPal, Zip2 и глава совета директоров Tesla Inc. Собрали информацию о том, как живется его сотрудникам.
Как проходит собеседование
Эшли Вэнс в книге «Элон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» пишет, что Маск лично собеседовал почти каждого из первой тысячи сотрудников SpaceX, включая уборщиков и лаборантов. Теперь компания выросла, и он собеседует только инженеров. Те, кто прошли собеседования, пишут эссе о том, почему хотят работать в SpaceX, а перед встречей с Маском получают памятку:
Сначала Элон, скорее всего, будет немногословен, продолжая отвечать на почту или работать. Не паникуйте. Это нормально. Затем он повернется к вам. Не факт, что он посмотрит вам в глаза или вообще заметит вас. Не паникуйте. Это нормально. Когда будет нужно, он заговорит с вами.
Собеседование может длиться от 30 секунд до 15 минут. Во время него Маск задает вопросы, просит решить инженерные задачи и головоломки. Вэнс пишет, что у Маска есть любимая загадка: «Вы стоите на поверхности Земли. Вы прошли одну милю на юг, одну милю на запад и одну милю на север. Вы оказались на том же самом месте, откуда отправились в путь. Где вы?»
Маска меньше заботит, удалось ли собеседнику найти ответ, чем то, как инженер описывает проблему и подход к ее решению.
По словам самого Маска, во время интервью он просит «рассказать о самых больших трудностях, с которыми кандидат столкнулся: как он их преодолел и какие решения принял». Маск говорит:
Обычно этого достаточно, чтобы почувствовать, подходит человек или нет. И, конечно, если человек достиг чего-то значительного, нужно убедиться, что он действительно сделал это сам. Тому, кто боролся с проблемой, забыть подробности очень сложно. Можно спросить о деталях — и он расскажет, тогда как те, кто только делает вид, подробностей знать не будут.
Несмотря на то что, что SpaceX ищет сотрудников в лучших университетах, при собеседовании Маск не ставит в приоритет образование кандидата:
Нет необходимости иметь диплом об окончании колледжа или даже старшей школы. Конечно, если кто-то закончил хороший университет, он мог получить образование, которое позволит ему делать великие вещи, но это не обязательно. То, на что я действительно смотрю — на способности и на то, как они проявлялись в прошлом.
Рабочий режим
Сотрудники Tesla и SpaceX должны справляться с высоким уровнем требований Маска.
Подневные, почасовые планы и поминутные планы
В книге Вэнс пишет, что Маск требует планы, где всё расписано по минутам. Из-за этого в компаниях создается «двойной» менеджмент. Один план показывают Маску, а по второму работают:
Топ-менеджеры SpaceX прилагают совместные усилия, чтобы, по сути, создать «фальшивые» графики, которые, по их мнению, удовлетворят Маска, но которым практически невозможно следовать.
В книге Вэнса Кевин Броган, инженер SpaceX, говорит о нереалистичности сроков:
Элон всегда полон оптимизма, это приятно. Но когда нужно что-то сделать, он становится редким лжецом. Маск составит самый агрессивный график, без права на ошибку, а затем потребует ускориться, считая, что каждый может работать более упорно.
Броган рассказывает, как Маск заставляет сотрудников брать ответственность за сроки:
В то время как обычный менеджер устанавливает сроки для сотрудников, Маск стремится, чтобы его инженеры брали на себя ответственность за озвученные ими же планы. Он не говорит: «Вы должны выполнить работу до двух часов пятницы». Он говорит: «Мне нужно, чтобы к двум часам пятницы было сделано невозможное. Сможете?» Затем, если вы говорите «да», то лезете из кожи не по приказу, а для себя. Это разница, которую можно почувствовать. Вы подписались выполнить собственную работу.
Работа по 12 часов в день
Маск работает по 80—90 часов в неделю. Он отдается делу полностью и ожидает того же от сотрудников.
На сайте indeed.com, где люди оставляют отзывы о местах работы, нынешний сотрудник SpaceX пишет:
Типичный день в SpaceX – 12 часов работы. Вам придется работать сверхурочно, по 60 и 70 часов на неделе.
Обязательная работа по выходным
Маск работает по субботам и воскресеньям и требует того же от сотрудников и партнеров. Вэнс приводит слова члена совета директоров Tesla Стива Джарветсона:
Маск намеренно выбрал место для своего рабочего стола у всех на виду. Он бывает здесь практически каждую субботу и воскресенье и хочет, чтобы сотрудники видели его и знали, что всегда могут его найти. Кроме того, он мог позвонить поставщикам на выходных, чтобы они знали, что он лично тратит все свое время на заводе, занимаясь проектом, и ожидает от них того же.
Маск хочет, чтобы его сотрудники понимали, какое великое дело творят, и были погружены в него полностью. Когда сотрудник Tesla пропустил совещание из-за рождения ребенка, Маск якобы послал ему электронное письмо примерно такого содержания:
«Это не оправдание. Я очень разочарован. Вам нужно пересмотреть приоритеты. Мы меняем мир и историю, и вы либо с нами, либо нет».
Имя сотрудника в книге не раскрывается, а сам Маск отрицает, что он писал что-то подобное.
Готовность браться за «невозможное»
Маск признает, что сделать что-то невозможно, только если это противоречит законам физики. Эшли Вэнс пишет со слов Али Явидана, одного из главных технических специалистов Tesla:
В компании Tesla действовали те же самые технические правила, что и в SpaceX. Вы либо делаете то, о чем попросил Маск, либо с головой уходите в термодинамику, чтобы объяснить, почему это не может быть сделано. «Он всегда говорил: “Посмотрим на это с точки зрения физики“», — рассказывал Явидан.
Явидан говорит и о том, что Маску мало сказать о проблеме, нужно предоставить подробный отчет о том, что ты будешь делать дальше:
Одной из самых ужасных была та встреча, когда нам понадобилось попросить Маска дать нам дополнительные две недели и еще денег, чтобы построить дополнительную версию Model S. Мы составили план, сколько времени и денег нам потребуется. Мы сказали, что если он хочет получить автомобиль через 30 дней, то потребуются новые сотрудники, и показали ему стопку резюме. Ему нужно предложить готовый план. Когда мы это сделали, он произнес: «Окей, спасибо». Все выдохнули с облегчением и мыслью: «Черт, он нас не уволил».
«Не надо говорить Элону, что что-то нельзя сделать, ты просто немедленно вылетишь из компании».
Джереми Холлман, сотрудник SpaceX, рассказывает, как в его проекте что-то пошло не так и Маск устроил ему «допрос»:
Элон спросил меня, сколько времени уйдет на устранение неполадок, а мне нечего было ответить. Он сказал: «Это надо знать. Это важно для компании. На этом держится абсолютно все. Почему у тебя нет ответа?» Он продолжал атаковать меня конкретными, прямыми вопросами. Я думал, надо было скорее сообщить о случившемся, но понял, что гораздо важнее сначала собрать всю информацию.
Вот какой случай произошел с Стивом Дэвидсом, директором по инновационным проектам в SpaceX.
SpaceX искала специальное устройство для системы управления верхней ступенью ракеты Falcon 1. Дэвис начал искать поставщиков, которые могли его бы изготовить по заказу. Поставщики запросили 120 тысяч долларов. «Элон рассмеялся, — вспоминает Дэвис. — Он сказал: “Да эта штука не сложнее, чем автоматические гаражные ворота. Твой бюджет пять тысяч долларов. Иди и сделай“»
Дэвис работал над этой задачей девять месяцев. Закончив, он три часа писал Маску подробный отчет: как разрабатывал устройство, почему выбрал тот или иной путь разработки и какими будут затраты на производство. Дэвис совершил то, за что не взялся бы ни один другой инженер.
На отчет Маск ответил: «Ок».
«Я вложил в письмо каждый грамм своего интеллектуального багажа, а через минуту пришел этот простой ответ, — говорит Дэвис. — Похожую историю может рассказать любой в компании. Что мне нравится в Элоне, так это его способность очень быстро принимать судьбоносные решения».
vc.ru/p/work-with-musk