Как заработать на доменном имени (киберсквоттинг)
Как заработать "на голом месте"?
Источник: Николай Васильев versii.com
Торговля доменами или доменными именами со времени начала их регистрации в Интернете стала весьма и весьма доходным бизнесом. И не только на рынке собственно самой регистрации доменных имен компаниями-регистраторами. Некоторыми этот рынок определяется как первичный.
Его оборот можно оценить, исходя из того, что сегодня в мире уже зарегистрировано примерно 100 млн. доменных имен, ежегодно регистрируются миллионы доменов, а стоимость регистрации одного домена составляет от нескольких до нескольких десятков долларов.
Но, как это всегда происходит, параллельно с рынком регистрации доменных имен возник рынок иной. Некоторые весьма продвинутые американские товарищи, вовремя оценив потенциал Интернета, стали быстренько регистрировать целыми пачками привлекательные доменные имена с целью дальнейшей их перепродажи задорого (рынок вторичный). Явление это получило название киберсквоттинг. Многие из киберсквоттеров, кстати, воспользовались тем, что в начале 90-х годов можно было зарегистрировать множество доменов совершенно бесплатно. Да и выбор был практически неограниченный…
Для справки. Домен (или доменное имя) является своего рода адресом во всемирной сети Интернет, позволяющим однозначно идентифицировать тот или иной сетевой ресурс (сайт) в этой сети. Понятно, что лучшим выбором, например, для имени сайта компании является совпадение доменного имени с названием, торговой маркой или направлением бизнеса компании. Например, журнал Playboy имеет сайт с доменным именем PLAYBOY.COM. Что позволяет его читателям без лишних проблем идентифицировать и посещать сетевой вариант своего любимого издания.
Что из этого получилось, можно увидеть на нескольких примерах. Среди которых наиболее выдающийся результат показал домен со специфическим названием SEX.COM, проданный его владельцем американским инженером Гэри Аланом Кременом американской же компании Escom LLC за $14 млн. в январе 2004 года (в октябре этого года компания передала домен вместе с сайтом компании Playboy Enterprises International, Inc., выпускающий журнал Playboy).
Хотя на самом деле Кремен получил от своего домена значительно больше, а в перспективе может получить и еще, правда, к киберсквоттингу это уже не относится.
История с доменом SEX.COM воистину сродни детективу и тянется с 1994 года. Именно в этом году 21-летний Кремен и зарегистрировал бесплатно домен с таким привлекательным (как оказалось позднее, для очень многих) названием в компании-регистраторе Network Solutions (впоследствии влилась в Verisign). В следующем году домен SEX.COM, обманув регистратора, перерегистрировал на себя 46-летний Стивен Майкл Коэн. Организовав по адресу SEX.COM порно-портал, и разместив на нем ссылки на порноресурсы в Интернете, Коэн довел посещаемость этого портала до 25 млн. человек в день. Соответствующими были и доходы владельца. По некоторым сведениям Коэн заработал на этом портале до $250 млн. (за счет рекламы и пр.).
Бросившемуся в Network Solutions за справедливостью Кремену посоветовали обратиться за ней в суд (как выяснилось позже, на свою голову). Что он и сделал.
Нельзя сказать, что суд сразу же ринулся на защиту Кремена, вначале вообще отказав ему в иске – по той причине, что сайт, по мнению суда, не является собственностью, а поэтому и украсть его нельзя. Виртуальная эра только начиналась…
Убеждать суд в своей правоте Кремену пришлось более пяти лет. Но дело стоило того. В ноябре 2000 года суд вынес вердикт о возвращении домена SEX.COM владельцу и обязал Коэна выплатить Кремену штраф в размере $65 млн. Пострадала и компания-регистратор (на тот момент Verisign), которую суд оштрафовал на $20 млн. за ненадлежащую ответственность за сохранность домена SEX.COM.
Правда, эти деньги с Коэна еще нужно получить: после решения суда он сбежал в Мексику, а свои капиталы увел за границу США. Но в октябре 2005 года его в Мексике отловили, и ныне он находится в американской тюрьме. Кремен пока удовлетворился лишь некоторыми объектами недвижимости, принадлежавшими Коэну.
Владелец второго по стоимости проданного за всю историю Интернета домена business.com Марк Острофски на бесплатную раздачу не успел – ему пришлось покупать этот домен в 1995 г. за $150 тыс. Но он тоже не прогадал, продав business.com в 1999 году за $7,5 млн. Правда, может, поторопился?..
Далее в рейтинге исторических продаж стоят домены: Beer.com – продан за $7 млн., Shop.com – за $3,5 млн., AltaVista.com – за $3,25 млн., Loans.com и Wines.com – за $3,0 млн. каждый, Autos.com – за $2,2 млн., Express.com и Telephone.com – за $2,0 млн. каждый, WallStreet.com – за $1,03 млн., eFlowers.com и sky.com – за $1,0 млн.
Последние пару лет столь громких продаж уже не наблюдается. Пока самой дорогой сделкой в 2006 году стала покупка в начале лета домена NAV.NO за $700 тыс. норвежским правительством, которое решило разместить по этому адресу сайт нового комитета по социальному обеспечению (Ny Arbeids og Velferdsforvaltning), аббревиатура которого как раз и совпадала с доменным именем. Несколько дешевле весной этого года был продан домен on.com – за $ 635 тыс., и, наконец, в августе домен wrestling.com ушел за $500 тыс.
Конечно же, возникает вопрос если не о законности, то об этичности данного вида бизнеса. Вот так, на пустом месте… Народ зарабатывает, пользуясь тем, что регистраторы не могут продавать домены по рыночным ценам. Кстати, над этим вопросом уже задумалась корпорация ICANN (США), управляющая распределением адресного пространства Интернета. Которая, запланировала осенью этого года обсудить переменное ценообразование при регистрации доменных имен.
Оставим этичность в стороне – к бизнесу она имеет отношение слабое. Что же касается правовой стороны киберсквоттинга, то здесь проблемы имеются. Рассмотренные нами выше примеры дорогих продаж доменов по сути ничьих прав не затронули. Ну подсуетились ребята, вовремя захватив лакомые, но общеупотребительные (!), никому не принадлежащие имена и понятия. Кто этим ребятам (и за что) возразит?
Возражают же против тех ребят, и сегодня не только американских, но и российских, украинских и прочих, которые захватывают доменные имена, вступающие в противоречие с некими другими видами собственности, например, на торговую марку или название компании (т.н. брендовый киберсквоттинг по классификации сайта cybersquatting.ru). С именем (фамилией, псевдонимом) некоего известного человека, которое, кстати, также может являться торговой маркой (именной киберсквоттинг). По мнению Олега Антипова, автора сайта cybersquatting.ru, именно в последних двух случаях "отношения между участниками выходят за рамки правового поля".
По данным же директора национального регистратора доменных имен IMENA.UA Павла Блоцкого, некое "доменное имя, в принципе, можно зарегистрировать, не имея торговой марки". Однако, по его словам, в том случае, "если пользователь зарегистрировал домен, совпадающий с именем известной торговой марки, то владелец последней может подать в суд и отобрать (переделигировать) этот домен, так как регистрант нарушает права этой торговой марки". Обычно, это происходит в том случае, если торговая марка гораздо более известна, чем сайт. "Более того – сегодня переделегируются даже домены, похожие по написанию на известные торговые марки", – отмечает Блоцкий.
Последний вид киберсквоттинга получил название "тайпсквоттинг". Суть его заключается в регистрации доменных имен с ошибками (например, не GOOGLE.COM, а GOOGKLE.COM, GHOOGLE.COM и т.п.), что в будущем позволяет завлекать на такой сайт пользователей, ошибающихся при наборе раскрученных имен. И, соответственно, повышать рекламный потенциал таких сайтов.
Мировая практика в разборе с киберсквоттерами владельцев торговых марок, имен и пр. на сегодня уже достаточно обширная. Причем этими вопросами занимаются не только суды. В 1999 году ICANN была принята разработанная Всемирной Организацией Интеллектуальной собственности (ВОИС) система по разбору доменных споров. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров комиссии выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Легитимность решений обеспечивается стандартной оговоркой в договоре о регистрации доменного имени, согласно которой владелец доменного имени дает согласие на подобного рода рассмотрение. За годы своего существования Арбитражные центры уже рассмотрели более десяти тысяч дел, удовлетворив примерно 80% заявлений о передаче доменов (владельцам торговых марок, знаменитым людям и т.п.).
Среди свежих примеров: передача в августе домена с его именем известному футболисту Рональдиньо (зарегистрировал некий испанский гражданин). И хотя имя футболиста не зарегистрировано в качестве товарного знака, арбитры ВОИС сочли, что имя звезды такой величины можно приравнять к торговой марке. Вернули в феврале 2005 года и домен с именем жены бывшего Президента США Хиллари Клинтон – но в данном случае соответствующий арбитражный форум принял во внимание, что Х.Клинтон является владельцем товарного знака HILLARY CLINTON.
На просторах СНГ примеров поменьше. Но, тем не менее, имеются и достаточно громкие. Так, в результате многолетних (2000-2003 гг.) судебных споров в российских судах компаниями AUDI Aktiengesellschaft и Eastman Kodak были отвоеваны доменные имена Audi.ru и kodak.ru у российских киберсквоттеров. А в 2004 году это же удалось сделать и компании Google Technology Inc. (владеет известным поисковиком в Интернет Google), к которой в апреле того же года перешел домен google.ru.
В Украине же компании Google повезло меньше – привлекательное доменное имя второго уровня Google.ua ей пока забрать не удалось, и она довольствуется доменом третьего уровня Google.com.ua (с 2003 года). Да и то, благодаря тому, что американская компания была подстрахована регистратором iName.com.ua в период перерегистрации в зоне .COM.UA. Руководство компании намеренно вмешалось в судьбу звонкого доменного имени, отследив его освобождение с помощью собственной системы WatchDog. Сделано это было с единственной целью не допустить попадания его в руки недоброжелателей или же киберсквоттеров.
В Украине, по некоторым данным, домен Google.ua зарегистрировал сквоттер, получив права на торговую марку – и сегодня Google уже не может получить этот домен иначе, чем через суд, обвинив регистранта, например, в недобросовестной конкуренции.
По словам директора национального регистратора доменных имен IMENA.UA Павла Блоцкого, "когда какой-то сервис регистрирует доменное имя для бизнеса в Интернете, ему необходимо соблюсти ряд соответствующих формальных процедур, которые гарантируют защиту его прав. Массовому пользователю стоит задуматься над тем, у кого и как они регистрируют домены и как защищают свои права. В настоящее время в домене .UA складывается благоприятная ситуация, когда домен может зарегистрировать только владелец соответствующей ТМ". И пока это ограничение сохраняется, владельцам ТМ стоит поспешить, чтобы успеть до того момента, когда регистрация в этом домене станет свободной для всех пользователей.