Осень 2017 года можно смело назвать порой реформ, в ходе которой депутатам предстояло провести радикальные изменения сразу в нескольких сферах: судебной, пенсионной, земельной и медицинской.
И если земельная - имеет не очень много шансов быть принятой, то все остальные парламентом уже одобрены.
19 октября Верховная Рада 240 голосами «за» во втором чтении и в целом приняла законопроект №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» - ключевой элемент медицинской реформы. Еще два законопроекта под №№ 6328 и 6329 дополняли медицинскую реформу.
Ключевым и самым обсуждаемым элементом реформы здравоохранения стал отказ от бесплатной медицины, право на которую закреплено в Конституции Украины. Впрочем, немного бюджетной медицины украинцам все-таки оставят, но как это будет выглядеть на практике, пока не знают и в самом Минздраве.
Медицинская реформа: что изменится для простых украинцев
Революционным изменением в рамках законопроекта, которое собственно и позволяет назвать предлагаемое реформой, является отказ от бесплатной медицины, право на которую закреплено статьей 49 Конституции Украины.
Взамен оставшейся еще от СССР системе придет, по сути, европейская система медицинского страхования, в том числе социального государственного, с элементами обычного рынка.
Законопроект № 6327 «О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных препаратов» вводит новый механизм финансирования государством здравоохранения - теперь вместо выделения средств на больницу, оплачиваться из бюджета будут конкретные медицинские услуги и лекарства, входящие в состав так называемого «государственного гарантированного пакета».
Статья 5 законопроекта относит к числу гарантируемых государством услуг за счет бюджетных денег:
1) экстренная медицинская помощь, проще говоря - скорая помощь;
2) первичная медицинская помощь;
3) вторичная (специализированная) медицинская помощь;
4) высокоспециализированная медицинская помощь;
5) палиативная помощь - оказание помощи смертельно больным.
Впрочем, закон не дает точной расшифровки того, что именно из этого перечня, особенно в пунктах 3-4, подлежит оплате за счет государственного бюджета. По сути, вторичную и высокоспециализированную медицинскую помощь бесплатно будут получать лишь льготники и это регламентируется соответствующими законами Украины.
Конкретный же перечень бесплатных лекарств и услуг должен будет составить позднее центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере организации финансирования предоставления медицинских услуг и лекарственных препаратов, так называемая «Нацслужба здоровья». Его также предполагается создать в ходе медицинской реформы.
В зависимости от будущего перечня и наличия в нем требуемой услуги предполагается три вида оплаты оказанной медицинской помощи:
1) за счет государственного бюджета;
2) за счет государственного бюджета и частично средств самого пациента;
3) полностью за счет средств пациента.
В перечне лиц, которые могут получить полную или частичную оплату полученных медицинских услуг за счет бюджета - граждане Украины, иностранные граждане, проживающие в Украине на постоянном основании, а также лица, имеющие статус беженцев.
В список льготников, которые смогут получить бесплатную медицинскую помощь или лекарства за счет госбюджета, вошли также участники АТО, а также получившие в ходе военного конфликта на Донбассе ранение, контузию, и ставшие инвалидами. На бесплатное лечение могут претендовать и волонтеры, помогавшие проведению АТО и ставшие вследствие этого инвалидами.
Минздрав уверяет – реформа изменит жизнь к лучшему
В Министерстве здравоохранения Украины объясняют необходимость замахнуться на конституционных правы украинцев с бесплатной медициной тем, что сегодня ее все равно не существует и «бесплатная» медицина, по сути, является платной с мощной коррупционной составляющей. Убрать коррупцию из сферы здравоохранения и призваны несколько нововведений медицинской реформы.
Одно из этих нововведений - создание единой электронной системы здравоохранения, в которой будет храниться информация, касающаяся медицинских услуг и личных данных пациентов, причем личные данные украинцев будут дополнительно защищены и все ограничится выдачей данных, которые необходимы для лечения и не более.
Также пациенты смогут сами или через своего законного представителя, выбирать врача для оказания первичной медицинской помощи, то есть участкового терапевта или семейного врача, подав соответствующею декларацию поставщику медицинских услуг.
Вместе с единой электронной системой здравоохранения «e-Healh» это позволит внедрить принцип «деньги ходят за пациентом», а также сделать более престижным первичный уровень оказания медицинской помощи. Так, по подсчетам чиновников, семейная амбулатория, оказывающая первичную медицинскую помощь 2000 пациентов, сможет рассчитывать на среднемесячный доход в размере 35 тысяч гривен.
По плану разработчиков медреформы, уже к 2021 году Украина на здравоохранение будет тратить 3,8% ВВП – 334 миллиарда гривен, в том числе:
1) закупки медицинских услуг и лекарственных препаратов за счет средств госбюджета: с нынешних 55 миллиардов гривен должно вырасти до 146 миллиардов в 2021 году;
2) других средств госбюджета – с 15 миллиардов гривен до 24 миллиардов;
3) расходов местных бюджетов: рост с 16 миллиардов до 31 миллиарда гривен;
4) частных платежей, в том числе неформальных: с нынешних 92 миллиардов снизится до 87 миллиардов гривен;
5) официальное софинансирование медицинских услуг: с нынешнего нуля до 44 миллиардов гривен к 2021 году.
Западные реалии в Украине - опасный симбиоз
Инициатором и ярым сторонником медицинской реформы является исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Супрун родилась в США, где по окончанию обучения работала в сфере медицины.
Осенью 2013 года вместе с мужем Марком решила переехать в Украину. 29 ноября во время революции в Киеве на Майдане она работала в медицинской службе, впоследствии возглавила гуманитарные инициативы Всемирного конгресса украинцев и основала общественную организацию «Защита патриотов». В июле 2016 была назначена заместителем министра здравоохранения Украины, а вскоре - исполняющим обязанности министра.
В августе 2017 года народные депутаты Украины от «Оппозиционного блока» Игорь Шурма и Алексей Белый попросили Государственную миграционную службу проверить Супрун на наличие двойного гражданства.
«И. о. министра здравоохранения доктор Ульяна Супрун является гражданкой Украины, имеет украинский паспорт, в том числе для выезда за границу. Все действия в контексте гражданства Украины были совершены в строгом соответствии с действующим законодательством Украины», - заявили тогда в Минздраве Украины.
Похоже, что происхождение Супрун из США наложило свой отпечаток - в рамках медреформы планируется перенести на украинскую почву западные реалии.
Главным и наиболее очевидным недостатком такого переноса является несопоставимость доходов украинцев и граждан США, что подогревается отсутствием четкого перечня услуг и стоимости их оказания, которые должны быть разработаны и представлены на утверждение.
Так, в своем блоге на «Украинской правде» глава комитета ВР по здравоохранению Ольга Богомолец (БПП), которая выступала против медреформы в том виде, в котором ее подал Кабмин, озвучивает предварительные расчеты на медуслуги.
Цифры, озвученные нардепом, шокируют: самая дешевая услуга в виде удаления фурункула обойдется в 7 тысяч гривен, операция по удалению камня в желчном пузыре будет стоить от 34 до 51 тысячи гривен, лечение острого панкреатита - почти 72 тысячи, открытая рана локтя - около 54 тысяч, открытая рана предплечья - 33,5 тысячи гривен, простой ушиб голени - 71 тысячу гривен.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что при минимальной заработной плате в 3200 гривен, средней заработной плате в 7114 гривен и еще меньшей пенсии, большинство украинцев такие суммы просто не потянут.
Имеет также медицинская реформа и чисто «украинский» колорит - создание Национальной службы здоровья или же единого национального заказчика медицинских услуг, фактически, монополиста в вопросе государственного участия в финансировании сферы здравоохранения. На этой структуре замкнутся множество вопросов: начиная с разработки тарифов на медицинские услуги, которые будут оплачиваться за счет госбюджета и заканчивая их оплатой.
Понятно, что такое положение вещей имеет сильные коррупционные риски, которые инициаторы законопроекта – правительство, решило снизить введением специальной процедуры избрания. В рамках процедуры проводится открытый конкурс, в ходе которого конкурсная комиссия, формируемая президентом, Кабмином и Верховной Радой (по 3 человека), отбирает 2 или 3 кандидата, которых подает на рассмотрение Кабинету министров.
Несмотря на прописанный в законопроекте механизм конкурса на занятие поста главы Национальной службы здоровья, последнее слово в его назначении все равно останется за Кабмином. То есть, созданная структура будет полностью подчиняться правительству в лице премьер-министра, что в условиях Украины, увы, не является гарантией отсутствия коррупционных рисков, скорее наоборот.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что за основу 8 июня законопроект №6327 был проголосован только с четвертой попытки.
Частично платная медицина: подход правильный, но…
Принятая 19 октября медицинская реформа в Украине, по сути, является копией системы здравоохранения США. Так, за счет государства или штата в США финансируются две программы:
1) Medicaid - для людей с низким уровнем доходов, предполагает оказание 5 услуг: стационарное и амбулаторное лечение, консультации различных специалистов, пребывание в домах престарелых, лабораторная диагностика и рентгенологические методы исследования, также необходимо доказать свое право на участие в программе по причине низких доходов;
2) Medicare - направлена на лиц старше 65 лет, и несколько моложе, имеющих частые проблемы со здоровьем. Среди услуг, охватываемых программой: стационарное лечение, некоторые профилактические услуги, домашнее обслуживание, диагностические процедуры и короткое проживание в домах престарелых. Однако не предоставляются длительная госпитализация, бесплатное получение слуховых аппаратов и рецептурных препаратов.
Медицинское страхование в США добровольное и предоставляется частными страховыми компаниями, которых насчитывается около полутора тысяч, при этом оплата за счет страховки производится исключительно за четко определенный перечень услуг, куда не входят, например, услуги стоматолога, офтальмолога, педиатра и психиатра и др.
Страховку по принципу «все включено» могут позволить себе только весьма состоятельные люди. Всего добровольной частной формой медицинского страхования охвачено более 80% населения.
На большей части европейских стран действует преимущественно обязательная страховая система, при которой работники и работодатели платят взносы в страховые компании (например, во Франции) или в некоммерческие страховые организации - больничные кассы (Германия). За счет обязательных страховых взносов осуществляется финансирование лечения пациента, попавшего в учреждение здравоохранения.
Благодаря обязательности медицинского страхования, им охватывается не менее 80% населения во Франции и свыше 90% - в Германии. Люди, не имеющие медицинского страхования, как правило, это лица с очень скудным доходом, могут обратиться за помощью в приемный покой скорой помощи или в отделение одной из гуманитарных организаций.
Медицинская реформа, старт которой был дан положительным голосованием 19 октября, похоже, призвана сделать из Украины - США, если не по уровню доходов населения, то хотя бы по уровню роста расходов на медицину. Так, с 2001 по 2016 годы, как свидетельствуют данные Milliman Medical Index, семья из четырех человек должна выложить на здравоохранение, в среднем, $25 826. В 2001 году услуги медработников обошлись бы в $8 414.
Источник - comments.ua