Как Huawei и Garmin продолжают дело Apple, Samsung и Google
Использование смартфонов для бесконтактной оплаты товаров и услуг — тренд, который крайне выгоден розничной торговле. Поэтому он будет оказывать заметное влияние на ритейл, причем по как «на малый», специализирующийся на продажах гаджетов, так и в «на большой», то есть на розничные продажи в целом.
В чем выгода ритейла?
Оплата смартфоном или smart-часами происходит проще и быстрее, чем пластиковой картой, что по понятной причине удобней как для абонента, так и для ритейлера. Возможность отказа от механического контакта «средства платежа» с эквайринг-терминалом в процессе расчёта экономит секунды, но в ряде случаев это оказывается важно.
Главными выгодоприобретателями от распространения систем бесконтактных платежей, разумеется, станут крупные торговые сети — очевидно, что при обслуживании миллионов покупателей сэкономленные секунды позволяют экономить миллионы человеко-часов работы кассиров, уменьшать очереди и т.д. — но заинтересованы в бесконтактных платежах и ритейлеры с другими специализациями. Например, секунды экономии времени важны для торговых точек в современных спортивных комплексах, которые за ограниченное время перерыва между матчами должны продать обслужить максимальное количество болельщиков — даже небольшое увеличение проходимости тут приносит огромные прибыли из-за огромной маржинальности на реализуемых тут товарах, даже на обычных хот-догах. Свой выигрыш есть у сетей вендинговых автоматов, транспортных компаний и т.д.
Заметим, что при переходе на оплату смартфонами важен и психологический компонент — при массовой оплате смартфонами/часами люди, вполне возможно, будут тратить больше денег. Известно, что при оплате банковскими картами люди в среднем тратят несколько больше, чем при расчете наличными — выпускать из рук реальные деньги нам сложней, чем виртуальные. При оплате смартфоном уходит еще один психологически значимый компонент — теперь нет нужды даже прикасаться к бумажнику и к банковской карте! Данное упрощение сделает процесс расставания с деньгами еще легче, наши затраты больше, что порадует всю экономику, но, прежде всего, собственно ритейл.
Что предлагают вендоры
Гранды рынка предлагают платежные системы, к которым могут подключаться банки. Такие решения предлагают как создатели платформ, так и крупные вендоры гаджетов. Про Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay все уже знают, но мало кто обратил внимание, что список pay-систем продолжает расширяться, в том числе и на российском рынке.
В конце декабря прошлого года на российский рынок вышел платежный сервис Garmin Pay, который, как легко догадаться, позволяет использовать для оплаты товаров и услуг «умные часы» производства этой компании. Несмотря на доступность этой системы для владельцев «часов» единственной модели — на начало запуска pay-системы ее поддерживали только Vivoactive 3 — с ней работали Visa и MasterCard, а подключение предоставляли такие гранды локального рынка, как Сбербанк, Райффайзенбанк и Тинькофф Банк. Система является нишевой и массовой никогда не станет — смарт-часы все еще экзотика, тем более относительно дорогие производства Garmin — но высокий интерес даже к такому решению для бесконтактных платежей со стороны крупных структур весьма показателен.
В этом году на российский рынок выйдет Huawei Pay. В конце января было объявлено о заключении соглашения между Huawei и китайской платежной системой UnionPay International, согласно которому система Huawei Pay начинает мировую экспансию. Интересно, что Huawei Pay была запущена в 2016 году на рынке Поднебесной, сейчас сотрудничает там с 66 банками, и ее поддерживают 20 мобильных устройств, в числе которых как смартфоны, так и «умные» часы производства компании.
Любопытно, что согласно планам подписантов, Россия станет первым рынком за пределами Китая, на котором будет представлен Huawei Pay. В настоящий момент, по данным компаний, свыше 400 тысяч платежных терминалов в Российской федерации уже поддерживают систему быстрой оплаты UnionPay, а банковские карты UnionPay принимают на 85% территории Российской федерации. У россиян на руках находится свыше 1,3 млн карт UnionPay, а количество локальных банков-эмитентов превысило психологический порог в десять штук. После выхода в России, Huawei и UnionPay намерены запустить систему Huawei Pay и на других восточноевропейских рынках.
В январе на глобальный рынок вышла еще одна платежная система, построенная на смартфонах, — LG Pay. Запущенная летом прошлого года в Южной Корее, с января она стала доступна на территории США. Однако, официальных данных от LG о запуске ее на российском рынке пока нет. Также непонятны перспективы на российском рынке системы бесконтактных платежей Mi Pay, созданной Xiaomi в содружестве с упомянутой UnionPay.
Что это значит для ритейла?
У салонов «цифрового ритейла» нет огромного потока покупателей, как в супермаркетах, торгующих продовольствием, а также нет острой необходимости минимизировать время обслуживания отдельного клиента, экономя секунды, как у торговых точек на стадионах. Однако, ситуация позволяет и этим компаниям получить некоторый гешефт.
Во-первых, сейчас наличие в смартфоне NFC-модуля — без которого бесконтактные платежи работать не могут — становится актуальным не только для гиков и продвинутых пользователей, но и для массовых абонентов. Большинство ультрабюджетных аппаратов пока не имеет такого чипа, что позволит в ряде случаев предложить вместо них смартфоны средней ценовой категории, обладающие поддержкой NFC, и благодаря этому несколько увеличить среднюю сумму чека. Такая ситуация будет существовать и в среднесрочной перспективе, но пользоваться ей можно и нужно уже сейчас.
Во-вторых, популяризация pay-систем позволит попытаться сделать акцент на продвижении «умных часов», современные модели которых также позволяют производить бесконтактную оплату товаров и услуг.
В-третьих, открывается поле для услуг по консультациям и по установке соответствующего программного обеспечения на смартфоны. Конечно, для абонента ничего сложного в этом нет (хотя в ряде случаев требуется контакт с банками — напрямую или через сервисы), но, как показывает практика, салоны успешно ухитрялись даже предлагать услуги по наклейке защитных пленок! Наряду с установкой pay-приложений можно предлагать системы для антивирусной защиты и бэкап-приложения, причем как сами утилиты с сервисами, так и услуги по их установке.
Источник