Иногда катастрофы происходят по чистой случайности. Тем не менее зачастую бывает и так, что к катастрофе приводят неверные решения людей, которые не смогли в нужное время правильно оценить ситуацию.
Ниже мы расскажем о шокирующих катастрофах, к которым привело решение человека.
Крушение лайнера Costa Concordia
Итальянский круизный лайнер Costa Concordia затонул в Тирренском море близ острова Джильо у побережья итальянской области Тосканы в ночь на 14 января 2012 г. В момент трагедии на судне находились более 4,2 тысячи человек, из них жертвами стали 32 человека.
Гигантский лайнер длиной 290 м с 17 палубами, на которых разместились 1,5 тыс. кают, двухуровневая фитнесс-зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел из порта Чивитавеккья 13 января 2012 г. в круиз по Средиземному морю и направлялся в Савону.
Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на мель, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 м.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет.
Во время проведения спасательной операции многие пассажиры оставались заблокированными в каютах лайнера. Кроме того, в момент аварии несколько пассажиров упали за борт.
Первоначально сообщалось, что в результате крушение лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала.
Ход поисково-спасательной операции неоднократно приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей.
На лайнере находилось 108 российских пассажиров, все они были спасены.
Вечером 14 января власти Италии объявили о задержании капитана круизного лайнера Costa Concordia Франко Скеттино.
Представители компании-судовладельца заявили о том, что Скеттино самовольно принял решение отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.
Прокуратура тосканской провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей.
Правоохранительные органы Италии после допроса задержали Скеттино по подозрению в непреднамеренном убийстве, а также в том, что он покинул судно до завершения эвакуации пассажиров.
15 января 2012 г. водолазы Costa Concordia. Его расшифровка подтвердила сообщения о том, что капитан слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции.
Первая катастрофа самолета Airbus A320, Франция
Катастрофа A320 в Абсайме — авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 26 июня 1988 г. в Абсайме.
Авиалайнер Airbus A320-111 авиакомпании Air France в рамках проходившего на аэродроме Мюлуз-Абсайм авиасалона должен был выполнить показательный полет (рейс ACF 296 Q Париж — Мюлуз) на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320.
Но во время посадки самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах сотен зрителей на трибунах рухнул в лес в конце взлётной полосы, при этом полностью разрушившись.
В результате катастрофы погибли 3 пассажира, еще 50 получили ранения.
Это первая катастрофа в истории самолёта Airbus A320.
Командира рейса 296 Мишеля Асслина посадили в тюрьму на 10 месяцев
Катастрофа на плотине Вайонт, Италия
Трагедия на плотине Вайонт – яркий пример того, как сочетание множества малозаметных природных факторов, ошибок людей и элементарной человеческой жадности может привести к катастрофе со страшным исходом.
Причины аварии на плотине Вайонт условно можно разделить на две категории: чисто «технические» и «человеческие».
Все началось с того, что люди не совсем верно выбрали место для строительства плотины, затем выяснилось, что это место геологически нестабильно (здесь часто происходили слабые землетрясения и оползни).
Но компания, строившая плотину, закрывала на все глаза и продолжала работы, так как это сулило немалые деньги.
Наконец, наступило дождливое лето 1963 года, и к осени вода с неба вызвала никем непредвиденные последствия: случился оползень.
И не просто оползень – в воду сползла часть горы Монте Ток, которая заполнила чашу водохранилища, и колоссальное количество воды буквально выплеснулось из плотины.
Так что непосредственная причина трагедии – чудовищный по масштабам оползень, возникновение которого было обусловлено геологическими особенностями местности и обильными дождями. А люди ради своих выгод уверяли, что никакой опасности нет.
Всего за семь минут вода произвела чудовищные по масштабам разрушения. Волна полностью разрушила пять деревень в долине реки Пьяве (Вилланова, Лонгароне, Пираджо, Ривальта и Фаз), а также подвергла серьезным разрушением еще несколько населенных пунктов.
В потоках грязи, камней и воды погибло от 1900 до 2500 человек (некоторые источники говорят о 3 тыс. жертв).
Катастрофа судна «Queen of the North», Канада
В 2006 г. паром "Queen of the North" отклонился от обычного маршрута вдоль побережья Британской Колумбии, налетел на подводные камни и быстро затонул.
Благодаря исключительно своевременной помощи спасателей и в особенности жителей индейского рыбацкого поселка большинство пассажиров и членов экипажа – в общей сложности 99 человек – были спасены.
Погибли лишь двое пассажиров – точнее, пропали без вести. Вероятно, их останки покоятся на морском дне вместе с паромом.
Штурман судна Карл Лилгерт был арестован и признан виновным, после чего его осудили на 4 года тюремного заключения.
Именно его признали виновным в преступной халатности, которая привела к гибели людей.
Чернобыльская катастрофа, СССР
Авария на Чернобыльской АЭС - разрушение 26 апреля 1986 г. четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять.
Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ.
Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести.
Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек, еще 19 смертей с 1987 по 2004 гг. предположительно можно отнести к ее прямым последствиям.
Высокие дозы облучения людей, в основном из числа аварийных работников и ликвидаторов, послужили или могут послужить причиной 4 тыс. дополнительных смертей от отдаленных последствий облучения.
Тем не менее эти цифры существенно меньше того количества жертв, которое приписывается чернобыльской катастрофе общественным мнением.
Первоначально утверждалось, что в процессе подготовки и проведения эксперимента эксплуатационным персоналом был допущен ряд нарушений и ошибок и что именно эти действия и стали главной причиной аварии.
Однако затем эта точка зрения была пересмотрена и выяснилось, что большинство из указанных действий нарушениями не являлись либо не повлияли на развитие аварии.
Катастрофа Boeing 747 под Токио, Япония
Катастрофа Boeing 747 под Токио — одна из крупнейших авиационных катастроф, произошедшая 12 августа 1985 г.
Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Air Lines (JAL) совершал внутренний рейс JAL 123 по маршруту Токио —Осака, но через 12 минут после взлета лишился вертикального хвостового стабилизатора.
Экипаж продержал неуправляемый самолет в воздухе 32 минуты, но он врезался в гору Оцутака в 112 км от Токио. Из находившихся на его борту 524 человек (509 пассажиров и 15 членов экипажа) выжили только 4.
В процессе проведения ремонта не были выполнены технические условия, предусмотренные компанией Boeing, согласно которым предписывалось произвести укрепление поврежденных половинок гермошпангоута с помощью цельной пластины-усилителя, закрепленной тремя рядами заклёпок.
Проводившие ремонт техники вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклепок применили два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплен двойным рядом заклепок, а второй всего лишь одинарным.
Под воздействием переменных нагрузок во время циклов "взлет-посадка" металл толщиной 0,9 см в местах сверления постепенно разрушался и в конце концов не выдержал.
При наборе высоты в роковом рейсе ослабленный гермошпангоут не выдержал давления и разрушился.
При этом он перебил трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона под большим давлением воздух поступил в полость вертикального хвостового стабилизатора, не рассчитанного на такую нагрузку.
Это привело к отрыву стабилизатора и повреждению горизонтального оперения. Самолет стал практически неуправляем.
Обрушение здания Rana Plaza, Бангладеш
Обрушение восьмиэтажного здания Рана-Плаза в городе Савар произошло 24 апреля 2013 г. в 08:45 по местному времени. Поиски тел прекращены 13 мая, в результате катастрофы погибшими числятся 1129 человек, ранены около 2500 человек.
Из-под завала спасены около 2500 человек. Десятки извлеченных неопознанных тел были похоронены в общих могилах без идентификации личностей.
Накануне происшествия, 23 апреля, на фасаде здания были обнаружены крупные трещины, и было приказано эвакуировать из него людей и закрыть все находящиеся в здании учреждения.
Приказу подчинились банк и почти все магазины Рана-Плазы, находящиеся на нижних этажах, в то время как одёжные предприятия продолжили работу.
На следующий день в утренний час пик произошло обрушение здания, уцелел только первый этаж. По заявлению президента Ассоциации производителей и экспортеров одежды Бангладеш в этот момент в здании находилось 3122 рабочих.
Среди погибших, которых по окончанию поисковых работ насчитывалось 1127 человек, много работниц и их детей.
25 апреля против владельца здания, Сохела Рани, и владельцев пяти одежных производств, находившихся внутри, было возбуждено уголовное дело.
6 апреля премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина подписала ордер на арест Рани и четырех владельцев одежных производств.
Двое из них были арестованы уже спустя несколько часов, сам Рани скрывался от правосудия, но уже 28 апреля был арестован в Бенаполе, на границе с Индией.
Обрушение торгового центра Сампун, Южная Корея
Обрушение торгового центра Сампун произошло 29 июня 1995 г. в районе Сочхогу в Сеуле, Республика Корея. Это самая крупная катастрофа мирного времени в истории Южной Кореи, погибло 502 человека, 937 получили ранения.
В 1994 г. расположенный на втором этаже напротив спортивного центра финансовый сектор был перенесен на первый этаж, а на его месте 5 января 1994 г. был открыт книжный магазин.
Из-за веса огромного количества книг в холле спортивного центра начали появляться трещины, постепенно расширявшиеся. В итоге 3 марта 1995 г. книжный магазин закрыли, но рост трещин это не остановило.
В апреле 1995 г. над ресторанами северного крыла появились трещины в потолке. С мая из них начал сыпаться песок, а пол 5-го этажа начал медленно проседать.
Лим Хён Чжэ, супервизор, представитель стороны, перекрывшей газ, говорил о необходимости эвакуации людей и срочном ремонте.
Инженером Ли Хак Су было высказано мнение, что кризис можно преодолеть текущим ремонтом без остановки работы ТЦ. Руководство склонилось к этой версии, затем началось обсуждение необходимых мер. Через час после чего Лим уехал в свой офис за чертежами.
Технические же специалисты Сампуна закрыли второй этаж спортивного центра и проход по нему согласно плану ремонта центрального холла.
В 17:50 не руководство, а сотрудники второго и третьего этажа начали выкрикивать просьбы об эвакуации. Эти выкрики не были слышны внизу, тем более, на подземных четырёх этажах.
Примерно в 17:57 крыша обвалилась, и системы кондиционирования оказались на уже перегруженном полу 5-го этажа. Затем обрушились основные несущие колонны. В течение 20 секунд южное крыло полностью обрушилось, убив 502 человека и завалив обломками еще 1500.
Взрыв в Галифаксе, Канада
Взрыв в Галифаксе — взрыв, произошедший 6 декабря 1917 г. в гавани канадского города Галифакса. Французский военный транспорт "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблем "Имо".
На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения.
Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришел к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан "Имо" (погибший при взрыве) и "Монблана". Однако французское правительство такое решение не признало.
Катастрофа парома "Herald of Free Enterprise", Бельгия
6 марта 1987 г. английский пассажирский паром при выходе из Зеебрюге опрокинулся на борт. Погибли 197 человек.
Вечером 6 марта 1987 г. в бельгийском порту Зебрюгге, когда пассажиры уже заняли свои места в каютах теплохода, завершалась погрузка автомашин на две автомобильные палубы.
Чтобы ускорить погрузку автомашин на верхнюю палубу, в носовые танки был принят балласт (более 300 тонн), а поскольку балластный насос имел небольшую производительность, то за полчаса до выхода из порта успели откачать только 40 тонн.
Поэтому паром вышел в рейс с большим дифферентом на нос. Позднее, расследуя причины крушения, ученые и специалисты установят, что на верхнюю автомобильную палубу был принят груз массой 500 тонн при допустимой нагрузке 400 тонн, а средняя осадка превышена на 13 см.
Однако не эти факторы оказались решающими. В основе цепи нарушений, халатности и грубейших ошибок лежал "человеческий фактор".
В переполненных пассажирами барах, ресторанах, беспошлинном магазине, каютах и палубах началась паника. Тех, кто находился у открытых иллюминаторов, просто выбросило в море.
Часть пассажиров сумела разместиться на выступающей из воды корме. Из ледяных объятий Северного моря удалось спасти 408 человек. К моменту прибытия спасательных катеров на поверхности уже плавало 50 трупов, еще 123 утопленника извлекли из внутренних помещений "Herald of Free Enterprise".
Трагедия в отеле Hyatt Regency, США
Обрушение подвесных галерей в отеле "Hyatt Regency" — техногенная катастрофа, произошедшая в Канзас-Сити 17 июля 1981 г.
В атриуме гостиницы две подвесные галереи обрушились на людей, пришедших на танцевальную вечеринку в стиле 40-х гг.
В результате катастрофы погибли 114 человек, 216 человек получили ранения разной степени тяжести.
До 2001 г. это было самое смертоносное в истории США разрушение рукотворного объекта; больше людей погибло только во время обрушения южной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2001 г.
Причиной катастрофы стали ошибки при проектировании конструкции галерей, вследствие которых крепления верхней галереи не выдержали веса конструкций и стоящих на галереях людей, прогнулись и разрушились.
Источник