Краудфандинг: привлечение денег в коллективных инвестициях
раудфандинг (дословно с англ. - финансирование толпой) - один из методов привлечения инвестиций для своей компании. Зачастую краудфандинг используют стартапы или молодые компании, планирующие расширение бизнеса. Есть разные подходы к краудфандингу, некоторые подразумевают получение денег в долг под проценты, как это было бы с банковским кредитом, другие - в долю прибыли бизнеса, а некоторые и вовсе безвозмездно. При любом подходе, в случае с краудфандингом вы получаете средства не от банка или государства, а от физических лиц или компаний.
Сам по себе метод не является новым, с чем-то принцип его работы схож с
взаимными фондами. В мире им пользуются уже более 20 лет. Чаще всего средства собирали для творческих проектов, музыкантов, съемок фильмов и т.п. Сейчас же краудфандинг доступен на многих интернет-площадках и пользуются им стартапы и молодые компании, не имеющие возможность взять кредит на развитие бизнеса в банке или получить финансирование от государства.
Как работает краудфандинг и для кого такой способ привлечения инвестиций будет подходящим.
Цель проекта
Все начинается с четко сформулированной цели. Это может быть новый бизнес, социальный проект, расширение уже существующего бизнеса или же проект, связанный с творчеством. До начала сбора средств необходимо определить объемы финансов, которые вы хотите собрать. Чтобы заинтересовать инвесторов, потребуется детальное описание проекта со всеми математическими расчетами, данными и сроками. Это называется инвестиционным проектом.
Инвестиционный проект
Просчитайте сколько денег вам нужно, какое время уйдет на реализацию проекта, какая прибыль ожидается в результате и в какие сроки. Особенно это важно, если люди будут инвестировать взамен на долю дохода компании. Размещая проект на площадке, вы должны будете указать такие данные:
- срок сбора средств;
- минимальная сумма, которую вам необходимо собрать (в случае, если собранные средства не превысят порог минимума, то сбор будет признан недействительным, то есть средства вы не получите);
- максимальная сумма денег - сумма инвестиций, по достижении которой сбор будет закрыт;
- условия инвестирования: в долг, благотворительные вложения или же в обмен на товар/услугу. В случае, когда вы предлагаете инвесторам УЦП (утилитарные цифровые права, то есть права на товар или услугу взамен на инвестицию), обязательно стоит оговорить срок действия таких прав, а также право инвестора перепродать УЦП.
Виды инвестиций
- Краудлендинг - вид сбора средств, когда компании или физические лица дают деньги в долг. Такой метод подходит для уже работающего бизнеса, когда срочно нужны средства для расширения, выпуска новой линейки товара и т.п. Процентная ставка в таком случае будет выше, чем в банке, но и получите деньги вы быстрее. Также есть возможность взять займ на короткий срок.
Существуют площадки для так званого потокового финансирования. Это отдельный вид краудлендинга. В такой системе площадка выступает в роли посредника между группой компаний, собирающих средства и группой инвесторов. Инвестор при такой схеме финансирования не вкладывает в конкретную компанию, а дает определенную сумму инвестиций, которые посредник распределяет равномерно между компаниями. Таким образом инвесторы максимально защищаются от потери своих вкладов, ведь если какая-то компания прогорит, и не вернет вклад с процентами, то другие будут платежеспособными.- Получить инвестиции таким методом можно, если вы:
- официально зарегистрированы (юр.лицо или ИП);
- работаете не менее 10 месяцев;
- имеете хорошую кредитную историю;
- имеете оборот средств на банковском счете.
- Краудинвестинг - вид финансирования, когда инвесторы вкладывают свои финансы взамен на долю в бизнесе или акции компании. Эта схема сбора средств подойдет не всем, ведь тут важна инвестиционная привлекательность компании, на которую влияет и срок ее существования и финансовые обороты.
Тем не менее, требования к бизнесу у краудинвестинговых площадок все равно мягче, чем у банков.
Получить инвестиции таким методом можно, если вы:- официально зарегистрированы (юр.лицо или ИП);
- работаете год и больше;
- имеете большой оборот финансов на счетах;
- имеете перспективы роста - компания имеет инвестиционную привлекательность;
- владелец бизнеса не был замечен в серых схемах и имеет хорошую кредитную историю.
- Краудфандинг. Самый популярный вид сбора средств для творческих проектов. В таком случае вкладчик получает в благодарность ваш продукт, например диск, книгу или даже приглашение присутствовать на съемках фильма. Иногда инвесторы получают взамен только публичную благодарность.
Чаще всего таким способом пользуются творческие проекты, но он работает для начинающего малого бизнеса. Здесь главное - суметь заинтересовать инвесторов. В США и Европе таким образом собирают средства на разработку робототехники, медицинские исследования и биотехнологии.
Перед тем, как применять такой метод, рекомендуем вам ознакомиться с
особенностями инвестиций в высокие технологии.
Как и с другими схемами сбора средств, работа с краудфандингом осуществляется через специальные площадки. Там вам будет назначен куратор, который поможет правильно оформить проект и обговорит с вами все условия сбора средств. На некоторых площадках можно забрать любое количество средств, то есть нет минимального порога. На других же устанавливается минимальная сумма и в случае, если вам не удастся собрать в срок даже ее, деньги вернут инвесторам. Правда большинство площадок позволяют менять сроки сбора денег. Отдельные площадки позволяют собирать деньги без определенного срока. То есть ваш проект будет на площадке, пока вы не соберете всю необходимую сумму.
Как провести успешную кампанию по сбору средств?
- Поставьте себя на место инвестора. Задавайте себе как можно больше вопросов по поводу работы компании и целей сбора средств и запишите ответы на все эти вопросы Вам будет не лишним также узнать, что такое инвестиции.
- Рассчитайте все расходы на проведение кампании. От момента реализации идеи до момента получения прибыли. Если вы выпускаете товар, то рассчитайте сколько средств вам необходимо для закупки и доставки сырья, на производственный процесс, на продажу и доставку конечному покупателю. Не забудьте в расходах учесть комиссию посредника - площадки для поиска финансирования.
- Продумайте систему вознаграждения инвесторов. Помните, даже если они согласны вложить средства “за спасибо”, то какой-либо оригинальный подарок оставит у них приятные впечатления. В будущем, если вам снова понадобится прибегнуть к помощи инвесторов у вас уже будут доверительные отношения.
- Подогревайте интерес. Когда кампания по сбору средств уже запущена в работу, напоминайте о себе инвесторам, общайтесь с ними.
Наиболее важным аспектом в привлечении инвесторов в данном случае является выбор площадки. Не пожалейте сил и времени, чтобы найти надежного посредника с подходящими для вас условиями. Изучите историю площадки, посмотрите отзывы и количество успешно проведенных кампаний, узнайте все условия сотрудничества и приступайте к сбору средств.