Котировка – что это такое?
Котировка – одна из важных финансовых категорий в работе с биржевыми активами. Разберем в статье, что она из себя представляет и как формируется?
Котировка – это текущая цена товара или финансового актива, которая объявляется продавцом или покупателем в конкретный момент времени для совершения операции в ходе торгов на фондовом рынке. На бирже под котировкой подразумевается динамическая (биржевая) цена актива.
Формирование котировки
Понимание принципов формирования котировок на бирже считается важным для построения прибыльной деятельности трейдеров. В рамках изучения темы требуется уметь анализировать новостные показатели и колебания курсов, составлять прогнозы, быстро реагировать на ситуации, а иногда запасаться терпением и выжидать удобного момента для получения максимально выгодной позиции. Как формируются котировки на практике?
Котировки формируются за счет заявок участников торгов. Продавцы (чаще всего в этой роли выступают банки) и покупатели (юридические или физические лица) указывают желаемую цену и сбрасывают ее в «биржевой стакан», в котором в порядке убывания или возрастания цены автоматически происходит размещение заявок. Исходя из полученных данных, в конкретный момент времени, устанавливается текущая котировка акции или любого другого актива.
Одна котировка равна одному лоту. Однако, в лоте может оказаться как 1 акция, так и 10.
Чем больше участников торгов хотят купить акции, тем стремительнее растет котировка, и наоборот, чем больше трейдеров готовы «избавиться» от актива, тем быстрее он падает. В зависимости от методик подсчета, особенностей местного ценообразования и ситуации на фондовом рынке, размер котировок может отличаться, быть выраженным в процентах или в абсолютном значении.
Формирование котировок на биржевых торгах
Графики биржевого бюллетеня формируются ежедневно и публикуются в открытом доступе котировальной комиссией. Эта же комиссия контролирует корректность работы торгов и собирает информацию о сделках, информирует участников о текущей стоимости различных ценных бумаг, в том числе делая прогноз на будущее.
Особенности котирования
Для котирования преимущественно используются финансовые инструменты двух категорий:
- Ценные бумаги в виде акций, облигаций, паев и т.д.
- Товары (нефть, драгоценные камни и металлы, сырье и т.д.).
Каждая из категорий имеет свою специфику формирования котирования. Например, для оценки стоимости товаров используются их стандартные показатели. Допустим, нефть будет представлена в баррелях, золото в граммах, и никак иначе. Цена акций будет строиться на показателях покупки и продажи, а облигаций в виде виде процента от их номинальной стоимости.
Все котировки выставляются на бирже в национальной валюте.
Классификация котировок
Для оценки котировок на рынке и понимания, по какому принципу они работают, эксперты делят их на категории:
- доходные (используются как база для дивидендных выплат);
- голубые фишки (бумаги и товары от компаний с высоколиквидными активами и стабильным курсом роста);
- рискованные (активы компаний, которые имеют потенциал, но пока имеют средние показатели);
- оборонительные (активы, обладающие хорошей устойчивостью в ситуации волатильного и снижающегося рынка).
На биржах, кроме представленной выше классификации, для котировки валют используется разделение по особенностям формирования:
- прямые – количество иностранной валюты, которое может быть отдано за единицу национальной (так происходит расчет общего валютного курса);
- косвенные – количество национальной валюты, которое соответствует единице иностранной.
Если требуется перевести один вид котирования в другой, то используется формула:
косвенная котировка = 1 / прямая котировка.
Правильное прочтение котировок
Для правильного прочтения котировок нужно уметь пользоваться динамической таблицей с отраженными в ней торговыми показателями активов, владеть терминологией и знать смысл условных обозначений. Что такое Symbol или Chg% в верхней строке таблицы? Не знаете? Тогда самое время завести словарь.
Подведем итоги
Котировка представляет собой оценку активов и товаров, формируемой на основе показателей анализа спроса и предложения. Понимая специфику построения курса можно выстроить эффективную стратегию и сформировать доходный
инвестиционный портфель.