Мисселинг – что это такое и как не стать его жертвой
Мисселинг – что это такое и как не стать его жертвой
Прозрачность предлагаемых банком услуг и продуктов – обязательное условие взаимоотношений между клиентом и финансовой организацией. Однако даже в идеальном договоре можно найти элементы мисселинга. Что такое мисселинг и почему формально эта услуга не считается нарушением закона?
Мисселинг – это практика в сфере продаж услуг или предложений при которой клиента во время покупки намеренно вводят в заблуждение, утаивают от него важную информацию или продают не тот продукт, который он рассчитывал купить первоначально.
На законодательном уровне и в рамках защиты прав потребителей сложно доказать факт мисселинга. Формально он не считается нарушением, а относится к недобросовестным практикам продаж.
Где клиента поджидает мисселинг
Мы склонны доверять официальным финансовым структурам, но именно в банках можно чаще всего столкнуться с мисселингом. В попытке продать «уникальный продукт», «более доходный тариф по вкладу», дополнительную услугу или страховой пакет, менеджер вводит клиента в заблуждение и настаивает на приобретение ненужной услуги или продукта.
Клиент действительно может получить выгоду от навязанных или предложенных услуг, но и риски выше.
Мисселинг можно найти в предложении следующих услуг:
- новые тарифы;
- комбинированные вклады (депозит+инвестиционный счет);
- страховые предложения и полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ);
- паи ПИФов;
- продукты брокерских компаний;
- инвестиции в облигации, ценные бумаги, вексели банка или партнерских организаций;
- договоры негосударственного пенсионного обеспечения (НПФ).
Пример мисселинга
Клиент обращается в банк для открытия вклада. Во время встречи с консультантом, он его уверяет, что полис инвестиционного страхования более выгодный вариант. Клиент заключает договор на основании доверия к профессиональным знаниям специалиста. О том, что это два абсолютно разных по доходности и условиям продукта клиент узнает только тогда, когда решает снять средства. В банке ему сообщают, что выплаты по его полису осуществляются в страховой, а не у них. К счастью, деньги клиент получает (здесь никакого мошенничества или обмана), но вот только меньше, чем он рассчитывал получить от депозита и первоначально внесенной суммы. Это один из типичных примеров мисселинга.
Единственный, кто выигрывает в этой ситуации, это консультант и организация, предоставляющая услугу или продукт партнерских компаний. За продажу им выплачиваются комиссионные или бонусы.
Как не стать жертвой
Ответ банален и очевиден – клиент должен внимательно изучать условия договора и все многостраничные приложения к нему. Важно не спешить, не отвлекаться на ароматный кофе, уговоры и неформальное общение с консультантом.
Требуется больше времени для ознакомления с документами? Есть сомнения? Клиент имеет право взять копию договора домой, а также отнести юристу или
финансовому консультанту для выяснения спорных вопросов. Нужно понимать, что при возникновении юридических и денежных споров этот документ может как помочь защитить права, так и доказать неправомерность претензий.
Подписывайте договор только, если все пункты понятны.
Не стоит думать, что насаждению ненужных продуктов и услуг со стороны консультантов подвержены только новички, постоянных пользователей банков также втягивают в этот процесс.
Как распознать мисселинг
Ориентироваться на интуицию в вопросе выбора финансовых инструментов или банка опасно. Опытные инвесторы рекомендуют обратить внимание на несколько важных моментов перед подписанием договора:
- субъект заключения договора (банк или партнерская организация) и его репутацию;
- наличие страхования инвестиций и попадание их под государственную страховую систему;
- условия и последствия расторжения договора для клиента;
- доходность, которую обещает банк от сделок;
- размер комиссий и условия сотрудничества и т.д.
Указание только минимального порога прибыли должно вызвать дополнительные вопросы у клиента и заставить изучить статистику доходности за предыдущий период (квартал, год или больший срок).
Куда жаловаться
На государственном уровне факт использования мисселинга в банковской и страховой сфере осуждают и борются с ним, но на деле – практика продолжает существовать. Доказать наличие обмана проблематично. Ведь в конце договора стоит подпись клиента, которая подтверждает его согласие с условиями, указанными в документе. Тот момент, что клиент поддался уговорам консультанта и доверился, не всегда может быть воспринят как мисселинг. Значит ли это, что нет смысла жаловаться? Смысл есть. Выявленный и доказанный факт нарушения грозит организации приостановкой лицензии и штрафами.
С жалобой можно обратиться в саму организацию, в которой были подписаны документы, или в Центральный банк. Например, за 2019 год российские банки вернули клиентам около 80 млн руб после жалоб в Службу ЦБР по защите прав потребителей.
Что делать, если навязали полис страхования? В случае, если клиент осознал свою ошибку и срок заключения договора не превышает 14 дней, то можно воспользоваться периодом охлаждения. Согласно закону о правах потребителей организация обязана расторгнуть договор и вернуть на счет деньги.
Подводим итоги
Формально мисселинг не считается нарушением, а относится к недобросовестным практикам продаж. Только от внимательности к деталям и понимания сути приобретенного продукта или услуги зависит, окажется ли вкладчик в числе обманутых клиентов.